Около двух недель назад стартовал окружной месячник безопасности «Тонкий лед». В Урае побережье Конды дважды в день патрулируют сменяющие друг друга сотрудники городской администрации, спасатели, полицейские, специалисты МЧС... Рейды проходят в основном в то время, когда дети, обучающиеся в первую и вторую смены, возвращаются из школ.
На днях мы вместе с начальником аварийно-спасательного формирования ЕДДС Урая Виктором Терешко и спасателем Валерием Шевченко побывали в одном из таких патрулей. При въезде на береговую зону нам сразу же бросились в глаза несколько рыбаков. Находились они вдали и перемещались не по реке, а по уже покрывшемуся льдом заливу. Сама же Конда, по крайней мере, в тех местах, вдоль которых проезжала машина, зияла промоинами.
Толщину льда спасатели еще не измеряли. Это произойдет только в конце ноября – начале декабря, когда они смогут без опаски выходить на лед. Сейчас ступать на его поверхность более чем рискованно. И все же каждый год в начале ноября рыбаки постоянно появляются на поверхности залива.
– Мы постоянно говорим о том, что в этот период удить рыбу на льду нельзя, – рассказывает Виктор Терешко. – Они нас выслушивают, кивают головами и… делают все по-своему. Люди рискуют провалиться. Профилактические беседы – это почти все, что в наших силах. Мы не вправе запрещать рыбакам выходить на лед и уж тем более налагать на них штрафы, мы вызываем полицию. А любители ловли, судя по всему, надеются на пресловутый русский авось, говорят, что лед не трещит и не ломается. Правда, на мели, где они собираются, лед прочнеет быстрее, чем в Конде. Да и провалиться можно максимум по пояс.
Во время патрулирования нам больше никого встретить не довелось. Да и вообще с начала месячника, если не принимать во внимание нерадивых рыбаков, спасатели не сталкивались с нарушителями. Лишь однажды, еще до начала акции, они провели профилактическую беседу с мальчишками, пытавшимися выйти на лед Колосьи. Юные горожане словам взрослых вняли и больше на побережье не появлялись. И все же в этом году спасателям приходилось применять свои навыки:
– Весной по льду шествовал принявший долю горячительного гражданин, – вспоминает Валерий Шевченко. – А лед в это время года трубчатый. Провалиться можно в любом месте, даже если его толщина больше 30 сантиметров. Что, собственно, и произошло с любителем зеленого змия. Мы оказались возле человека в считанные секунды и вызволили его. Мужчина объяснил, что принятой дозы спиртного ему оказалось мало. Вот он и пошел за добавкой кратчайшим путем.
Этот путь, не попадись на нем спасатели, с большой долей вероятности мог оказаться последним. Самостоятельно выбраться из ледяного крошева практически невозможно. У оказавшихся в холодной воде людей наступают паника и болевой шок, сковывающий силы. Потерпевшие теряются и не знают, как им действовать. Велик риск остановки сердца от переохлаждения. К тому же сейчас лед во многих местах засыпан снегом, и о его толщине остается только догадываться.
Последняя трагедия на льду произошла в Урае восемь лет назад, в ноябре 2012-го, когда утонули оставшиеся без присмотра двое маленьких мальчиков. Предположительно, они вышли играть на лед, когда на улице было темно, и не заметили промоины. Провалились, попали под льдину и погибли. Тела утонувших потом унесло примерно на километр, из-за чего найти их удалось лишь полгода спустя, уже весной 2013-го. Пока искали, по словам Виктора Терешко, извлекли из реки сотни тонн льда…
Фото автора
Опубликованных комментариев пока нет.