Сертификат на психологическую помощь
Сейчас девушка учится в Уральском государственном юридическом университете, занимается спортом. Но после получения диплома собирается вернуться в родной город.
– В конце прошлого года я получила однокомнатную квартиру в Пыть-Яхе. Теперь у меня есть дом, куда мне нравится приезжать. Когда я окончу университет, буду жить в этой квартире. Работать хочу только в Пыть-Яхе: там мои близкие люди, – рассказала Юлия.
Этой историей она поделилась на онлайн-встрече губернатора Югры Натальи Комаровой с детьми-сиротами, которые успешно социализировались, и с приемными родителями. По словам главы региона, сегодня 7 786 детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в семьях. Это 99,6 процента от всех юных югорчан, которые относятся к данной категории. Такого высокого показателя удалось достичь в последние пять лет – за это время количество приемных семей выросло больше чем в два раза.
– Югра входит в пятерку регионов – лидеров в стране по снижению выявления детей, оставшихся без попечения родителей. В то же время цель не достигнута, пока хотя бы один ребенок – без семьи. Необходимо тиражировать опыт школы подготовки замещающих родителей в СМИ, социальных сетях, на дискуссионных площадках. Важно, чтобы в автономном округе увеличилось число компетентных наставников для детей и молодежи, попавших в трудную жизненную ситуацию, – заявила Наталья Комарова.
Глава региона поручила департаменту соцразвития Югры разработать сертификат на получение замещающими семьями социально-психологической помощи. Такая мера позволит им самостоятельно выбирать психолога.
Опекунов эта новость очень порадовала. Милана Валькова из Нижневартовска принимает на воспитание в свою семью подростков со сложной судьбой. За все время она стала мамой для 25 детей. Многие ребята уже получили образование, создали семьи и воспитывают детей. «Бывших» воспитанников у Миланы Вальковой нет: она общается со взрослыми детьми, помогает им с внуками. Находит время и на то, чтобы помочь другим опекунам – делится опытом в школах приемных родителей.
– Сертификат на получение социально-психологической помощи замещающими семьями позволит нам самостоятельно выбирать психолога, с которым сложились доверительные отношения при прохождении школы приемного родителя, – пояснила приемная мама.
Наставники для «взрослых» детей
В Югре уже год реализуется инициатива, направленная на помощь сиротам, – добровольческая программа долгосрочного наставничества для выпускников детских домов и приемных семей. Несмотря на то что в 18 лет человек получает статус взрослого, он все еще остается ребенком. По «щелчку» невозможно стать самостоятельным и начать жизнь без чьей-либо помощи. Программа позволяет сделать этот переход постепенным. Наставники помогают молодому подопечному в вопросах, когда ему необходима поддержка или совет взрослого – в образовании, трудоустройстве и решении бытовых проблем.
Проект называется «Мост в будущее. Наставники». Его реализует руководитель некоммерческой организации «Центр развития молодежи и поддержки добровольчества «Свои люди» Андрей Шаламов на средства гранта губернатора Югры.
– За год в Нижневартовске и Ханты-Мансийске в проекте участвовали 30 человек. Предлагаю учредить в автономном округе конкурсы «Лучшая практика наставничества», «Лучший наставник», создать региональную сеть наставников для детей и молодежи, попавших в трудную жизненную ситуацию, – поделился идеями общественник.
Тридцать человек – это лишь часть большой работы в этом направлении. Есть и другие подобные проекты, которые затрагивают остальных выпускников детских домов и приемных семей. Например, «Наставники не рядом, а вместе!». Тьютор инициативы – Юлия Курлова, психолог Ханты-Мансийского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Проект помог 14 юным югорчанам, их наставниками стали представители власти региона.
– Шесть участников окончили колледж и получили профессии: делопроизводитель, повар, мастер общестроительных работ, оператор ЭВМ, оператор транспортного терминала, преподаватель музыки, – перечислила Юлия Курлова. – Большинство трудоустроены, двое прошли обучение в вузах, еще двое пока учатся в колледже. Две девушки прошли краткосрочные обучающие курсы мастера маникюра и парикмахера. Трое уже создали семьи, воспитывают детей, работают.
Например, Инна Иванова окончила Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж по специальности «делопроизводитель». Сейчас она трудоустраивается по профессии. И хотя ее участие в проекте уже завершилось, она поддерживает отношения со своим наставником – заместителем губернатора Всеволодом Кольцовым.
– Я очень благодарна Всеволоду Станиславовичу за поддержку, за советы, – сказала Инна. – Все, что он мне говорил, было интересным и оказалось очень полезным.
Учиться нужно и родителям
Наставники нужны не только детям, но и тем, кто их воспитывает. Психолог Няганского центра социальной помощи семье и детям Светлана Шулятьева реализует на грант президента России проект – федеральная опорная площадка по инновационной технологии подготовки и сопровождения замещающих семей.
– В судьбе приемных детей важную роль играет жизненный пример замещающих родителей. Поэтому так важно учить их тоже. В рамках апробации технологии индивидуализации подготовки и сопровождения замещающих семей прошли подготовку 63 замещающих родителя для 71 подопечного ребенка. Ни одного ребенка в детский дом из замещающих семей не вернули. Сейчас работа с приемными родителями опробована в Березовском, Кондинском, Октябрьском районах, Нягани, Урае. Было бы хорошо тиражировать технологии во всех муниципалитетах, – подчеркнула Светлана Шулятьева.
Руководитель местной общественной организации «Ассоциация приемных семей Октябрьского района» Ирина Сафонова предложила предусмотреть в обучении приемных родителей еще одно направление – взаимодействие с кровными родственниками детей. По ее словам, общение с ними нужно и ребятам, и их опекунам.
Опубликованных комментариев пока нет.