Реконструкция включила в себя и капитальный ремонт здания, и обновление экспозиции.
Автором дизайнерских решений для залов музея стал кандидат педагогических наук, доцент кафедры архитектуры, дизайна и декоративного искусства НВГУ, член Союза дизайнеров РФ Рамазан Шайхулов.
Музей-театр села Аган был открыт 16 февраля 1996 года. В задачу нового учреждения входило наиболее полно передать представления о жизни, культуре и традициях коренных народов Севера: ханты, манси и ненцев. А слово «театр» в названии говорит о том, что здесь не раз проводились постановки свадебных и других национальных обрядов. Стены музея расписали художники отец и сын Валентин и Александр Ливны. К сожалению, с течением времени краска потрескалась, и росписи потеряли прежний вид. В ходе обсуждения будущего оформления было решено выполнить цифровые коллажные композиции о жизни, быте, промыслах местных жителей.
Фотоснимки с пейзажами Агана, сценами охоты, рыбалки, собирательства и оленеводства, которые легли в основу коллажных композиций, сделаны на выездах в село. Рамазану Нурисламовичу хотелось передать красоту местной природы, запечатлеть жителей и привнести в работу как можно больше достоверности. Помимо этого, одной из целей проекта стало структурирование и систематизация экспонатов, отобор наиболее значимых объектов.
Работы велись в рамках муниципальной программы «Культурное пространство Нижневартовского района» и национального проекта «Культура». Необходимость в преображении музея была озвучена мастерами центра промыслов и ремесел на встрече с местными властями. Также совместно с сотрудниками и родственниками основательницы музея Феклы Семеновны Бондаренко в память о «хозяйке аганской земли» решили воссоздать здесь ее рабочий кабинет.
- Хотелось сохранить память о создательнице музея, поэтому частью экспозиции стал кабинет с ее записями, тетрадями, книгами, на стеллажах расположили изделия ручной работы автора - Феклы Семеновны. Надо сказать, что она много лет была старостой села, именно благодаря ей в Аган приглашали всех гостей как в образцовое поселение, - рассказал Рамазан Шайхулов.
С Феклой Бондаренко дизайнер лично не был знаком, помнит, как виделись последний раз на открытии музея Юрия Вэллы. Именно через знакомство и дружбу с поэтом, писателем, общественным деятелем появился интерес художника к культуре коренных народов Севера.
- Поразительно, как в суровых климатических условиях, живя в тайге, этим людям удавалось создавать уникальные предметы одежды и быта, простые и в то же время гениальные по инженерной мысли орудия труда, приспособления для охоты и многое другое, - говорит Рамазан Нурисламович.
Участие в обновлении аганского музея стало пятым подобным проектом в жизни Рамазана Шайхулова. За плечами - работа над музеями Нижневартовского государственного университета, Самотлорнефтегаза - к 30-летию предприятия, Юрия Вэллы, реконструкция музея-усадьбы купца Прохора Кайдалова в Ларьяке.
Последний оформлен в стиле начала XX века в соответствии с годами жизни купца, эпоха нашла отражение в шрифтах, цветах и предметах интерьера. Внимание к мелочам проявилось и в работе над аганским музеем: конструкции из ЛДСП нейтрального коричневого цвета специально были отобраны Рамазаном Нурисламовичем и впоследствии заказаны из Екатеринбурга. Модернизации подвергли чум, стоявший и раньше в музее, теперь он, как и полагается, покрыт оленьими шкурами. Рядом манекены в национальной одежде. Внутри чума расположены предметы обихода из кочевой жизни. В одном из залов расположилась имитация уголка избы с предметами быта. Для демонстрации медвежьего праздника и обряда рождения ребенка сконструированы ритуальные домики.
По окончании работы Рамазан Шайхулов подарил сотрудникам аганского музея книгу своего дизайна и верстки, посвященную региональному «Экоцентру» в Мегионе. Возможно, следующим этапом сотрудничества будет создание подобного издания и для обновленного музея Агана.
Опубликованных комментариев пока нет.