Технопарк и экстрим
В прошлом декабре на форуме Агентства стратегических инициатив (АСИ) президент Владимир Путин поручил российскому правительству создать в десяти регионах страны креативные кластеры.
Для выбора территорий АСИ и компания «ДОМ.РФ» разработали программу Rurban Creative Lab. Ее участники прошли обучение у ведущих экспертов в сфере креативных индустрий, защитили свои проекты по созданию кластеров. 3 339 заявок отправили организаторам участники из 81 региона страны. Победителей – десять, среди них и команда автономного округа.
Победители получили возможность создать вместе с экспертами АСИ креативные кластеры в своем регионе. Для этого в каждом сформированы продюсерские центры. В Югре в такую структуру вошли предприниматели Сергей Зверьков, Михаил Изюмов, Арсений Рянский, Сергей Мельников, Александр Посохов и Владислав Иванов. Они работают над проектами по созданию креативных пространств в Сургуте, Мегионе и Белоярском. До конца 2021 года эти кластеры расположатся на месте промзон и заброшенных зданий.
Первые два проекта югорчан – для Сургута. В центре города они хотят создать «технопарк» креативных индустрий, на территории КСК «СпортЗавод» – площадку экстремальных развлечений. В Мегионе активисты создадут образовательную площадку, творческие и ремесленные мастерские в заброшенном здании на проспекте Победы. В Белоярском они предлагают «перезагрузить» этнокультурный выставочный центр. Фокус кластера – традиционные ремесла, арктическая архитектура, национальная кухня и туризм.
– Теперь этим региональным продюсерским центрам предстоит серьезная работа: в течение нескольких месяцев создать в своих регионах творческие кластеры разных типов и форматов. Но самое главное, по итогам этого проекта мы хотим сформировать несколько финансово-экономических и управленческих моделей, которые в дальнейшем могут тиражироваться в части вовлечения в экономику регионов тех промышленных территорий, которые сейчас не используются, – отметила генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева.
Площадка для художников, музыкантов, урбанистов
Кстати, в Нижневартовске похожая идея уже реализуется: в промышленной зоне молодежному центру отдали на «откуп» трехэтажное здание под арт-резиденцию. Пространство превращается в площадку для художников, музыкантов, дизайнеров, урбанистов, общественников. Согласно замыслу, это место станет не только точкой притяжения молодежи, но и территорией, где будут воплощать социально значимые проекты.
Гендиректор «ДОМ.РФ» Виталий Мутко пояснил, что такая работа даст положительный эффект сразу по нескольким направлениям. Во-первых, пустующие территории в скором времени будут активно задействованы в городской жизни, будущие общественные пространства станут знаковыми и для горожан, и для туристов. Это ускорит развитие местной экономики. А во-вторых, молодых людей, которые сейчас нередко стремятся покинуть родные места, привлекут к работе над городами, где захочется остаться. Это позволит сохранить в регионах перспективные кадры.
Креативный кластер в России – относительно новый феномен на рынке недвижимости, который носит экспериментальный характер. Реализуется он преимущественно через постепенное приспособление неликвидной недвижимости – старых заводов или фабрик. Первыми российскими городами, где на подобных площадках организовали креативные пространства, стали Москва и Санкт-Петербург.
– Мы поможем регионам не только правильно перенять этот опыт, но и сформировать новые модели креативных пространств, избежать типичных и нетипичных ошибок в процессе их создания и тем самым сэкономим региональным продюсерским центрам время – это несколько лет, – рассказала руководитель центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева.
Югорский продюсерский центр сотрудничает с отраслевыми департаментами, фондом поддержки предпринимательства «Мой бизнес», Фондом развития Югры. Через полгода, разработав проекты, команда займется работой с потенциальными инвесторами и партнерами. Правительство автономного округа поддерживает продюсерский центр.
Цифры и факты
На сегодня креативные кластеры существуют в 28 городах России, и их число постоянно растет. Общая площадь занимаемой ими недвижимости составляет 1,65 миллиона квадратных метров.
Справка
Согласно общепринятому международному определению, креативные индустрии – отрасли, которые берут начало в индивидуальном творчестве, навыках и талантах и которые обладают потенциалом для обогащения и создания рабочих мест за счет создания и использования интеллектуальной собственности.
Опубликованных комментариев пока нет.