×
Общество
0

В День России читайте, за что Путин дал звание учителю из Ханты-Мансийска

Высококвалифицированные инженеры, работники автопрома, космической и нефтяной отраслей. Именно такими профессионалами становятся ребята из школы № 4 Ханты-Мансийска – воспитанники преподавателя физики, заслуженного учителя страны Игоря Кожедерова. Накануне Дня России мы рассказываем нашим читателям о педагоге.

Теория – от мамы, практика – от папы
Любовь к науке у Игоря Кожедерова идет из детства. Его мать была учителем математики и физики, и, будучи ребенком, он листал учебники, еще ничего не понимая. Отец Игоря Александровича был водителем, они вместе ремонтировали автомобили. Так и началось практическое применение знаний, полученных из книг.
Кстати, до восьмого класса физику Игорю преподавала мама.
– У меня было много педагогов, и они вложили в меня много сил и знаний. Но первым учителем была мама, а благодаря отцу началось сращивание теории и практики. Это очень важно, особенно для выпускников технических вузов. Теория без практики мертва, – рассказывает Игорь Александрович.
Родился Игорь Кожедеров в Каргапольском районе Курганской области. Образование получил в Шадринске по специальности «учитель физики и математики». В начале нулевых приехал в поселение Октябрьское Ханты-Мансийского округа. Отработав 14 лет, в 2014 году перебрался в столицу региона и с тех пор работает здесь.

Конь на рычаге и канатное метро
Воспитанники Кожедерова под его руководством создают и презентуют свои экспериментальные проекты. Например, один из учеников Игоря Александровича разработал проект сети канатных дорог, которая служила бы жителям окружной столицы в качестве общественного транспорта. Школьник оценил экономический эффект своего ноу-хау (оказалось, это весьма выгодно), адаптировал сеть под городской ландшафт и предусмотрел пересадки на станциях.

Другой пример: семиклассница представила проект управления конем без удил с минимальными повреждениями ротовой полости. Так как девочка, помимо физики, интересовалась еще и конным спортом, она задумалась: а как можно управлять животным, не травмируя его?
– Такие системы существовали и ранее, она просто решила их усовершенствовать. Предложила рычажную систему, которая крепится на морде коня и за ушами. Дальше система рычагов давит на затылочную часть лошади, заставляя ее, так скажем, «держать осанку», и таким образом можно управлять ей, – объясняет Игорь Александрович. Между прочим, экспериментальный проект перед презентацией прошел проверку. Правда, на собаках.
Еще одна из учениц пыталась разработать проект экраноплана для применения его в Югре. Это судно на воздушной подушке, которое передвигается намного быстрее любого другого. Округ у нас большой, водные пути развиты, для нас это актуально.
– Насколько мне известно, она и после школы над этим проектом работала. Но воплотится ли он в жизнь в дальнейшем – сказать не могу, – отмечает педагог.
Дети хотят учиться
По словам Игоря Кожедерова, проекты школьников останавливаются на начальном этапе, готовым продуктом они не становятся. Это все же детские работы. Учителю же важно позволить школьнику на практике проявить те знания, которые имеются у него на данный момент. Главное – заинтересовать и мотивировать развиваться дальше. И судя по тому, что ребята, которые выбирают физику для сдачи итогового экзамена, справляются с ним успешно, – такой подход работает.
– Необходима систематическая работа и ответственность самих школьников. Нужно заниматься с детьми и объяснять, почему это важно для них самих. На мой взгляд, ребята сегодня понимают, что учиться надо. И с каждым годом таких все больше и больше, – подчеркивает заслуженный учитель России.
Ученики Игоря Александровича участвуют во Всероссийских олимпиадах школьников по физике, научных конференциях, международных интернет-олимпиадах «Снейл» и «Олимпус» и становятся лауреатами олимпиады образовательного центра «Сириус».

Выпускники же изучают технические специальности в университетах Омска, Санкт-Петербурга, Тюмени и в ЮГУ. Есть среди них и те, кто окончил аспирантуру по профильному предмету, физике и решили остаться в университете. Хотя бы раз в год Игорь Александрович встречается со своими учениками, они рассказывают о своих успехах. Но чаще, конечно, пишут ему на электронную почту.

Среди тех учеников заслуженного учителя России, кто получил высшее образование, есть сотрудники нефтяной и автомобильной промышленности. Один даже поступил в Омский вуз на ракетостроение, его школьная работа была связана с двигателями, вспоминает Игорь Александрович.
– Я также знаю, что один из моих выпускников учится по космической направленности в заведении, подведомственном корпорации «Роскосмос», – говорит он.
Звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», указ о котором подписал президент России Владимир Путин весной этого года, стало для Игоря Александровича полной неожиданностью.
– Я никогда к этому не стремился. Считал, так скажем, что я человек невысокого полета. Просто знал, что я здесь работаю и должен качественно справляться со своими обязанностями.
Игорь Александрович отмечает, что это не только его успех, но и государства, которое в него вкладывалось, и замечательных людей, что его окружали. Учителя, родители, коллеги, ученики – все они формировали его как личность и профессионала.

Награды и заслуги Игоря Кожедерова
2010 – почетная грамота Министерства образования и науки РФ
2012 – звание почетного работника общего образования РФ
2021 – заслуженный учитель РФ
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Возврат к списку