Одиннадцатиклассники Югры написали пробное итоговое сочинение. Это вовсе не свободный полет мыслей, а текст, созданный по шаблону, то есть написанный по определенным правилам, с нужными оборотами.
«Даем клише к итоговому сочинению, это поможет выпускникам успешно написать работу. Здесь вы найдете готовые универсальные фразы для вступлений, заключений, аргументации, а также специальные «пасхалочки» для этого года и его направлений. Приятного просвещения», - сегодня интернет пестрит подобными объявлениями.
Нам удалось пообщаться с одной из участниц конкурса «Педагог года- 2022», учителем русского языка и литературы школы №14 Юлией Савицкой и поговорить на эту тему.
- Мне однажды довелось прочитать несколько итоговых сочинений. Глаз задергался: ни одной живой мысли - только штампы!
- Ваши опасения, с одной стороны, возможно, не напрасны. С другой, от речевых штампов сегодня никуда не денешься, они являются одним из инструментов написания сочинений. К сожалению, некоторые дети и мыслят штампами - это тоже одна из разновидностей нормы, хотя я как литератор не считаю, что это норма. И что уж тут греха таить, все сочинения за несколько прошлых лет находятся в мировой сети. Дети учат их просто наизусть.
- А что вы требуете от своих учеников?
- Еcтественно, должен быть оригинально закрученный тезис, аргументация своей позиции. Есть определенный стандарт в написании итогового сочинения, но тем не менее оригинально сформулированный и раскрученный тезис - это показатель того, что ребенок мыслит не стандартно. И потом, чтобы тезис доказать, нужно привести аргументы, а здесь без чтения литературы никуда. Если школьник читающий, то это видно при проверке сочинения: собственные это мысли или взятые из того же интернета.
- А современные дети читают?
- Читают. Мы с ними партнеры, так что договариваемся.
- Если партнеры, то должны знать и их интересы. Вот вы, например, смотрели популярное аниме «Тетрадь смерти»?
- Видела экранизацию. Мне нравится Япония и все, что с ней связано. Киноверсия впечатлила. Хотя, может быть, это не совсем мой жанр, потому что бытие определяет сознание, но хочется думать о чем-то хорошем и светлом, а грузить себя мыслями о том, что всех нас ждет одинаковое завершение пути (аниме как ближе к черному цвету) не очень-то и хочется…
У Юлии Борисовны более 20 лет педагогического стажа, но на конкурс «Педагог года» она пришла впервые.
- Созрела, - говорит кратко.
Ее ученикам повезло: рядом с ними не просто педагог, а партнер, который уважает мнение учеников. Ребята знают: отстаиваешь свою точку зрения - приводи аргументы, штампы лучше не применять.
Опубликованных комментариев пока нет.