Татьяна Волдина – исследователь-этнограф из Ханты-Мансийска. Она решила возродить в округе культуру настольных и напольных игр, головоломок ханты и манси. Сделать этноигры «Нумас юнт» брендом региона югорчанке помогает грантовая поддержка.
Столетнее наследие
– Интерес к играм у меня был всегда. Я представитель народа ханты, но наша семья жила в городе. Однажды, когда я была маленькой, в гости к нам приехал двоюродный брат из оленеводческой семьи, из глубинки. Он показал игру с палочками. Тогда она показалась мне настолько увлекательной, что мы проиграли в нее несколько дней. Я была поражена, какая она интересная и азартная, – вспоминает ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, кандидат исторических наук Татьяна Волдина.
Таким было первое знакомство с играми (посмотреть, как раньше развлекались дети коренных народов, вы можете, перейдя по QR-коду во врезке. – Авт.). Татьяна выросла и подалась в науку. Во время исследовательской работы изучала информацию об играх обских угров. Узнала, что многие детские забавы на грани исчезновения. Поработала с литературой и обнаружила игру, которая осталась только в памяти людей.
– В поселке Няксимволь Березовского района я выяснила, что мальчишки – дети охотников раньше ходили с полными карманами утиных носиков. Нам удалось эту игру воскресить. Одна охотница дала нам чудом сохранившийся набор, – рассказывает автор инициативы.
Играли от двух до шести человек. Каждый выкладывал на общий кон по три клювика. Кроме них, у ребят оставался один «рабочий» клювик. Первый игрок брал один носик из общей кучи и клал его выпуклой стороной вверх. И своей «фишкой» должен был чиркнуть его так, чтобы перевернутый клювик встал. Если носик падал выпуклой стороной вверх, то ход выигрышный, игрок забирал носик себе и подкидывал следующий – из общей кучи.
Если клювик упал вогнутой стороной вниз, его чиркали по краю так, чтобы он перевернулся. Кому удалось – тот забирал его себе. Если нет – ход передавался другому. В конце игры подсчитывали: у кого больше клювиков – победитель. Игра заканчивалась, когда все игральные «фишки» переходили к одному игроку.
Уникальный случай – если клювик встает вертикально, выигран весь кон. Победитель забирает все носики. Кстати, впервые в жизни у Татьяны Волдиной получилось выполнить этот трюк, объясняя правила игры корреспонденту «Новостей Югры».
Ее команда восстанавливает правила и популяризирует 12 игр, развивающих мелкую моторику рук, память и интеллект. Головоломки положительно влияют на умственные способности. Они тренируют также сноровку, точность движений, ловкость, выдержку, внимание, быстроту реакции. Такие игры нравятся даже пожилым людям: например, они помогают восстановить память, нейронные связи в мозге, сохранить когнитивные способности после инсульта.
Примечательно, что игры – еще и богатейшее культурное наследие нашего региона.
– Я с детства играла в палочки, – рассказала югорчанка Надежда Молданова. – А мой сын Тимур играет уже не только в палочки, но и камешки, утиные носики. Подрастет – научится собирать-разбирать кубики «туман» и веревочные головоломки. Кстати, не у всех взрослых с первого раза получается подкидывать и ловить камешки и палочки.
Дефицит детства
Теперь авторам проекта нужно адаптировать апробированные столетиями игры к современным условиям. Этим занимается целая команда, в которой каждый не просто проявляет интерес к напольным и интеллектуальным играм обских угров, но и вкладывает все свои способности в их развитие и популяризацию. Костяк команды составили активисты и молодежные лидеры, талантливые и креативные люди.
– В нашей команде есть дизайнер, который на основе традиционных форм создаст современные сертифицированные наборы настольных, напольных игр и головоломок. Мы распространим их в детских садах, школах и центрах дополнительного образования, – делится планами Татьяна Волдина.
Наш корреспондент своими глазами увидела, как дети увлеченно играют в палочки, клювики и камушки. Школьники удивились, насколько это интересно. Ведь многие ребята привыкли играть исключительно в гаджетах. Возможность научиться решать головоломки у юных югорчан была прошлой осенью – во время многочисленных мастер-классов, которые провела команда проекта.
– Мы создали на территории округа пять центров, где можно изучить эти игры: в поселках Теги Березовского района, Кышик Ханты-Мансийского района, Угут Сургутского района, а также в Нягани и Ханты-Мансийске, – отмечает югорчанка.
Проект «Нумас юнт» оказался настолько успешен, что его авторы даже решили в этом году провести соревнования. Кто знает, может быть, в будущем дети будут просить у родителей из Югры купить не поп-иты и слаймы, а утиные носики.
Цифры и факты: Проект дважды получил грантовую поддержку: почти три миллиона рублей – от Президентского фонда культурных инициатив и более полутора миллионов – грант губернатора.
Опубликованных комментариев пока нет.