Специалисты утверждают, что 56 процентов от общего ущерба федеральным трассам наносит тяжеловесный транспорт массой свыше 12 тонн. Проезд одного такого автомобиля сопоставим с передвижением нескольких десятков тысяч легковушек. Поэтому с 15 ноября 2015 года на территории России начала функционировать созданная за счет частных инвестиций государственная система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам общего пользования транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу более 12 тонн. Названа она была именем древнегреческого философа - «Платон».
На сегодня в ней зарегистрированы 72 процента фур страны. По количеству таких машин Югра занимает шестое место в России. Жители нашего округа безотлагательно принялись исполнять федеральный закон. Свои 19 287 транспортных средств зарегистрировали 1659 владельцев. Из них 13445 фур принадлежат 79 крупным перевозчикам округа с парком более 50 автомобилей. Более 60 процентов обеспечены бортовыми устройствами. Остальные предпочли в качестве способа внесения платы маршрутные карты.
- За полгода система «Платон» полностью подтвердила свою целесообразность, - считает директор окружного департамента дорожного хозяйства и транспорта Валерий Фомагин. - Она позволяет регионам получить дополнительные средства на ремонт и строительство дорог и уравновешивает пользователей инфраструктуры по принципу: кто разрушает и зарабатывает на использовании асфальтовых покрытий, тот и платит. Те владельцы 12-тонников, которые не регистрируются и не вносят деньги, должны понимать, что они действуют сами против себя. Своевременный ремонт дорог за счет дополнительных средств позволит повысить скорость доставки и безопасность, а также снизить расходы перевозчиков.
«Платон» увеличил казну федерального дорожного фонда на восемь с лишним миллиардов рублей. Из них 23 миллиона внесли югорчане.
Система контроля полностью развернута по плану и работает в автоматическом режиме. На федеральных трассах России курсируют 100 машин мобильного контроля. Одна из них колесит по Югре. Это - «УАЗ-Патриот». На его крыше установлена широкоугольная камера.
- Автомобиль приезжает на заранее согласованное на федеральной трассе место, - объяснил коммерческий директор системы «Платон» Антон Замков, - Камера наводится оператором на дорогу. Далее включается бортовой компьютер, который фиксирует проезды 12-тонников. Фотографии всех незарегистрированных в системе «Платон» автомобилей и тех машин, чьи владельцы не вносят плату за пользование дорогами, направляются в УГИБДД УМВД России по Югре.
На последнее обстоятельство следует обратить особое внимание. Ведь уже с 15 апреля грузоперевозчики не могут выезжать на федеральные трассы без регистрации в системе «Платон». Размер платы в счет возмещения вреда дорогам составляет 1,5 рубля за один километр пути. А штраф для тех, кто не желает раскошеливаться, составляет 5000 рублей. Повторное административное правонарушение чревато суммой, вдвое большей предыдущей. Иностранный перевозчик после пересечения границы Российской Федерации может проехать бесплатно не более 50 километров.
На встрече в Ханты-Мансийске руководителей системы «Платон» с югорскими перевозчиками, львиная доля которых - нефтяные и газовые компании, в основном обсуждались варианты отсрочки платежей за проезд.
- Одних такая система устраивает, других - не очень, - проинформировал Антон Замков. - Также мы разговаривали об отчетности, потому как ее система при авансовой схеме оплаты уже согласована с налоговыми органами. Вот она-то как раз удовлетворяет большинство. Было задано много вопросов по дополнительным сервисам, которые можно организовать на базе бортовых устройств, к примеру, онлайн-мониторинг транспортных средств в пространстве и времени.
Этот сервис в последнее время востребован, но в системе «Платон» пока не реализован. Необходимые данные поступают с некоторой отсрочкой, и они не привязаны к маршрутным картам. Логистический отчет формируется по координатам, секундам и другим параметрам, которые пока невозможно использовать для мониторинга. Но в том-то и дело, что только пока. Югорчане попросили «платоновцев» проработать этот и целый ряд других вопросов и готовы оказать им посильное содействие. В общем, получился конструктивный диалог, который пошел на пользу всем его участникам.
Опубликованных комментариев пока нет.