Нижневартовская детская библиотека№3 уже 22 года работает с дошкольниками, открыв для них особый зал. В городе она популярна тем, что обслуживает самых маленьких читателей – с 0 лет. Библиотекарь детской библиотеки№3 Ольга Христолюбова рассказывает о том, как библиотека помогает воспитать талантливого читателя
- Ольга Константиновна, зачем к вам приходят читатели, которые еще и говорить не умеют? И можно ли их назвать читателями?
- Когда мамочки говорят: «Зачем нам в библиотеку? Малышу и годика нет!», мы отвечаем: «Вы уже опоздали, ведь читать малышу нужно начинать, тогда, когда он у вас еще в животике». Ну а малыши –ползунки уже активно познают мир, им обязательно нужно дать в руки книгу!
Для таких ребят у нас есть книжки с предметными картинками. Они способствуют пополнению пассивного словарного запаса ребенка. Мама показывает картинки и говорит: «Это собака!», «Это машина!» Малыш повторить пока не может, но, будьте уверены, все запоминает. Для ребят постарше, от года до трех лет есть музыкальные книжки и книжки-игрушки. Это книжки с клавишами, кнопками – они звучат, поют. Интересны книги, у которых картинки можно передвигать, таким образом изменяя ситуацию, проявляя творчество. Страницы книги с фланелеграфом становятся своеобразной настольной игрой. Мы можем предложить малышам книги с тактильным эффектом – дети запоминают информацию не только с помощью зрения и слуха, но и на ощупь. Любят малыши книги-театр, засунув пальцы в объемные картинки-куклы которых можно оживить сказку. С непромокаемыми книгами можно купаться, в других можно заполнять ребусы и рисовать водным маркером, следы которого тут же не сложно удалить. Эти книги достаточно дорогие. Родителям бывает сложно купить сразу много таких книг, но с помощью богатого ассортимента библиотеки можно разнообразить занятия с детьми. Для детей постарше берут книги для чтения им вслух.
- Какие книги спрашивают в первую очередь родители?
- Конечно же, те, которые им самим читали в детстве: среди любимых авторов все так же - Корней Чуковский, Агния Барто, Самуил Маршак. У старших дошкольников неизменно популярны Сергей Михалков и Николай Носов.
- Это классика. Но наверняка есть и новые авторы, которые вы рекомендуете родителям?
- Да, замечательных авторов много. Например, Катя Матюшкина пишет детективы для детей. Захватывающие сюжеты, необычные имена главных героев заставляют маленьких читателей трепетать от нетерпения: «Когда же возьмем новую книгу?» Сказка про енотов «Новые истории про Еню и Елю» Анны Гончаровой полюбилась нашим читателям-дошколятам – ее поджидают, охотятся за ней. Случаются и произведения на любителя, например «Дорога домой» Оливера Джефферса, но и они находят своего читателя.
- Читают ли современным детям русские народные сказки или они любят только истории про Гарри Поттера?
- Что вы, к Гарри Поттеру интерес уже совсем пропал у маленьких читателей! Теперь они предпочитают фантастические повести Олега Роя, который придумал удивительных джингликов и отправил их в разные приключения, даже на олимпиаду. Мода же на русские народные сказки не пройдет никогда, ведь они учат смекалки, взаимовыручке и тому, что добро побеждает зло. Их активно читают родители ребятам с трех до пяти лет.
В пять-шесть лет ребенок сам осваивает чтение, в помощь ему у нас есть всевозможные виды азбук, книги, в которых слова разделены на слоги, книги с небольшими текстами, напечатанные очень крупным шрифтом. Таких почти нет в продаже, они необходимы маленьким читателям, только что расставшимся с букварем и осваивающим осознанное чтение.
- Не все дети любят выдуманные истории. Кто-то предпочитает книги о реальных героях…
Да, для ребят у нас есть и такие книги, которые воспитывают патриотизм. Например, Сергей Алексеев написал для маленьких читателей целую серию рассказов, посвященных выдающимся событиям и личностям истории России: «Рассказы о Петре I», «Рассказы о Суворове», «Рассказы об обороне Ленинграда» и многие другие. Написаны они адаптированным к детскому восприятию языком короткими текстами, все книги иллюстрированы. Сборник «Дети-герои» расскажет младшим школьникам о ровесниках, которые приближали победу Великой Отечественной войне. Посмотрите, плотно заполненные листки возврата говорят о том, что книги активно читаются. Бывает, ребята наберут много книг, а возвращая, говорят: «В этой прочитал только страницу, эту только до половины дочитал, только одну книгу дочитал до конца» И это нормально! Так читатель и находит свои книги, так и прививается интерес к чтению. Приходите в библиотеку, мы всегда рады видеть своих читателей.
Опубликованных комментариев пока нет.