Делай то, что умеешь
История предпринимателя Анны Катанэ тому неплохая иллюстрация. Основой бизнес-идеи для получения гранта, а чуть позже - и помещения с льготной арендой в бывшем бизнес-инкубаторе (еще несколько лет назад это была отдельная структура, сегодня - логичная составляющая местного отделения Фонда) стало ее увлечение - очень модный сегодня хендмейд, рукоделие. Сургутянкам надоело заниматься хобби в одиночку по квартирам, захотелось общения и учебы. Да и дети, как показала практика, в большинстве своем предпочитают творить сообща.
Доход проекта складывается из нескольких составляющих... Выездные мастер-классы - их, к примеру, сейчас нередко заказывают на дни рождения ребятне, чтобы гости не бесились бездумно, а провели время с пользой. Торгово-развлекательные центры тоже среди заказчиков, по той же причине. Оформление мест массовых мероприятий (один из свежих примеров - Арт-квартал в Старом Сургуте), фотозон и других. Изготовление игрушек и предметов на заказ. Ну и, конечно, мастер-классы «на месте», в офисе.
- Таких предприятий, как наше, в Сургуте может быть много, тут конкуренции бояться не стоит, - поясняет Анна. - Тут важна именно шаговая доступность - на другой конец города рукодельница вряд ли позволит себе ездить часто. Ну и ценовая политика. Цена доступной тоже быть должна. И гибкой. Мы, к примеру, практикуем абонементы на наши мастер-классы, что делает конечную стоимость участия, и без того незначительную (в среднем 250-300 рублей за мастер-класс, - прим. автора), еще привлекательнее.
Сейчас Анна всерьез задумалась над созданием НКО - рукодельницы пресытились общением в группах соцсетей, хотят живого общения. И общего дела, плоды которого могли бы украсить город.
Сделай для себя
Вопрос цены на услугу стал толчком для создания бизнеса и для соучредителей ООО «Максимус» - владельцев уже двух фитнес-центров «Платинум».
- Ну не должен абонемент в спортзал, даже самый продвинутый, стоить десять тысяч рублей в месяц, - уверенАндрей Жорняк.
Эта уверенность и нежелание переплачивать и подтолкнула друзей к созданию собственного фитнес-центра. Кстати, после появления этого предложения на рынке услуг ценовая политика и других клубов стала гораздо гибче.
На получение гранта стартаперы не могли рассчитывать по возрасту и по виду деятельности - эта мера поддержки сегодня ориентирована только на молодых предпринимателей (до 30 лет) и социальные бизнес-проекты. Но компенсацию процентной ставки и гарантию перед банком Фонд им предоставил. Помощь оказалась очень своевременной.
- На старте у нас был свой миллион рублей, но его, как нетрудно догадаться, на ремонт и оборудование зала не хватало. Я договорился о кредите, чтобы не терять время, запустили в дело то, что было. Но в последний момент банк нам отказал! Только представьте - ни денег, ни, собственно, бизнеса... - вспоминает Андрей Жорняк.
Сейчас у компании уже два клуба, предприниматели задумываются над созданием третьего, с аквазоной. От поддержки Фонда отказываться не собираются: если она есть, то не воспользоваться ею грех.
Люди попросили
Открыть собственный специализированный центр помощи для детей с нарушениями речи учителя-логопеда Ирину Токареву упросили родители, чьи ребятишки попали к специалисту на адаптацию. Очень востребованный, но главное - социальный бизнес-план получил поддержку и от города, и от округа. В этом наборе оказались и гранты, и кредит на льготных условиях. Бизнес развивается семимильными шагами, точки роста по прежнему заказывают клиенты: сами рассказывают специалистам о новых научных наработках, опыте аналогичной работы в других регионах и так далее. Всего спустя два года работы центр Ирины Токаревой стал партнером двух федеральных научных медицинских центров, специалисты которого не только патронируют работу здесь, в Сургуте, но и в случае необходимости оказывают помощь на своей территории. Вопрос ближайшей перспективы (нескольких недель, максимум - месяцев) - открытие собственной коррекционной школы - детского сада, на первых порах - Центра кратковременного пребывания.
42 тысячи субъектов предпринимательства получили в 2015 году поддержку Фонда – финансовую, консультационную, образовательную. Последняя пользуется наибольшим спросом. За ней обратились 60 процентов заявителей
Знаю как
- Направления для бизнеса определяют сами горожане, - считает замглавы Сургута по экономике и финансам Анна Шерстнева. - Предложение появляется там, где возникает спрос.
А вот как создать этот бизнес, какие механизмы для этого предусмотрены - это вопрос уже к представителям власти. Наиболее полную информацию можно получить в местных отделениях Фонда поддержки предпринимательства в режиме единого окна. На сайте Фонда она тоже есть, но живое общение предпочтительнее: вариантов множество, более того - их можно комбинировать. Самостоятельно разобраться в этом может быть непросто.
- Поэтому мы проводим много образовательных мероприятий, которые помогают человеку, решившемуся организовать собственное дело, прежде всего, понять, с чего начать. И в каком направлении. Ну и, соответственно, дальнейшие консультации по оформлению документов на получение субсидий, - пояснила Анна Шерстнева.
Наиболее продуктивная на сегодня образовательная программа – это Школа социального предпринимательства. На территории округа уже шесть филиалов, в Сургуте в том числе. Образовательную поддержку Фонда так или иначе получили половина субъектов предпринимательства в Югре.
- Мы привозим в регион ведущих бизнес-тренеров, маркетологов. Мастеров своего дела. Которые не только общие лекции читают, но и могут дать работающий практический совет, особенно когда предприниматель по тем или иным причинам оказался в тупике. Один из таких примеров – история одного из старейших сургутских малых предприятий –кондитерского цеха «Кешка-сладкоежка», - рассказывает и.о. генерального директора Фонда поддержки предпринимательства Югры Роман Колупаев.
- Предприятие в свое время и стартовало на городской кредит. Александр Сидоров лично меня заставлял его взять. Я, кстати, долго не соглашалась – где директор школы, кем я была, и где муниципальный кредит на открытие кондитерского производства? Если бы он так и не смог меня убедить, ничего этого и не было бы, - вспоминает Валерия Пахтаева. – И еще город обеспечил нас очень хорошей информационной поддержкой, мы стали визитной карточкой сургутского предпринимательства.
Но лет пять назад, с началом экспансии в Сургут федеральных торговых сетей, «Кешка» столкнулся с проблемой: с уходом покупателя из местных магазинов в гипермаркеты продажи упали.
- А они (федеральные сети, - прим. автора) берут на реализацию только дешевый товар, которого у нас немного: мы работаем только с натуральными продуктами и, по большому счету, под заказ - по заявкам. Первое время мы пытались переломить ситуацию, попасть на их прилавки, но потом выбрали другую стратегию - создать собственную сеть. С июля прошлого года открываем собственные отделы по всему городу. К примеру, только в прошлом месяце открыли три отдела: – в магазинах «Молодежный», «Северный» и «Вершина». Итого их стало 16. Готовимся открыть еще три. А год назад было всего три.
Содержать собственную розницу оказалось намного выгоднее, чем сотрудничать с сетями.
- В первую очередь, за счет ассортимента. Они брали только самые дешевые позиции, порядка десяти позиций из наших 150 наименований. Это и людям не интересно, и нам. Кондитеры начали квалификацию терять! Сейчас, с открытием собственной розничной сети, у меня технологи опять работой загорелись. Постоянно что-то изобретают! Ну и вторая часть вопроса – платежная дисциплина. Сети не любят платить за поставленный товар - в настоящее время у меня в судах лежит выигранных дел на миллион. Но возвращать их контрагенты не торопятся. А с собственной розницей деньги за проданную продукцию предприятие получает сразу напрямую от покупателя.
Не «кто виноват», а «что делать»
Эту идею ветерану городского малого предпринимательства подсказал один из бизнес-тренеров, которых в округ регулярно привозит Фонд. О том, что знания, сторонняя оценка и задание для работы над ошибками или закрепления пройденного материала лишними быть не могут, бывший педагог Пахтаева помнит четко. Ну и о том, что у властей можно получить помощь не только в виде совета, но и денег, - тоже не забывает.
Очередную субсидию предприятие Пахтаевой потратит на расширение розничной сети: закупит торговое оборудование для трех новых отделов.
Кстати, по словам Романа Колупаева, самая востребованная предпринимателями форма поддержки сегодня – это предоставление кредитных гарантий. Часть предпринимательских рисков - до 70 процентов - Фонд берет на себя. Малым предприятиям, берущим кредит до трех миллионов рублей, поручительство предоставляется на безвозмездной основе.
Есть еще несколько инструментов, один из которых - компенсация банковской процентной ставки.
- Если в прошлом году мы проводили компенсацию исходя из ставки рефинансирования, то с этого года – ключевой процентной банковской ставки. Мы снижаем нагрузку по оплате процентов до 2/3, - пояснил руководитель Фонда.
Не исключено, что по результатам Дней предпринимательства в Югре, которые прошли во всех муниципалитетах региона на прошлой неделе, будет разработан и внедрен еще ряд мер. Ну и будут адаптированы к сегодняшним реалиям существующие.
Новшеством Дней предпринимателей в Югре в этом году стали межмуниципальные конференции бизнес-сообщества. Но сама тема для обсуждений не нова – проблемы предпринимательской деятельности и пути их решения. Большая часть времени мероприятий была уделена именно второй части вопроса: не «кто виноват», а «что делать».
С 30 мая по 17 июня администрация Сургута принимает заявления на предоставление грантов субъектам малого и среднего предпринимательства. Консультации по вопросам предоставления финансовой поддержки проводятся каждый четверг с 16.00 до 17.00 часов в здании администрации города (Энгельса, 8) в каб. 506. Записаться на консультацию можно по телефонам: 52-21-22, 52-21-20, 52-20-05.
Опубликованных комментариев пока нет.