С древних времен каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, полотенца, скатерти, покрывала, занавески, половики. Цветовое сочетание, орнаменты несли особый, сакральный смысл в каждой вещи, служили в быту, использовались для ритуалов и национальных обрядов, передавались как реликвии из поколения - в поколение. Поэтому знакомству с этой мастерицей я придала особое значение – ведь, по сути, своим творчеством и умением она позволяет нам, обычным людям, хотя бы краем глаза прикоснуться к старинным традициям, узнать о том, как жили наши предки. Но вначале я познакомилась с работами мастера, которые по достоинству оценило жюри и удостоило первого места на конкурсе мастерства в рамках недавно прошедшего фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра-2016» в номинации «Лучший мастер по ткачеству». Ее работы соответствовали всем требованиям: то есть были выполнены по старинной технологии, на старинном оборудовании, с использованием тех же материалов и нитей. «Это способная и перспективная наша мастерица,- сказала о Ларисе Шестаковой заведующая урайским филиалом окружного центра народных художественных промыслов ремесел Вера Васильева. Она сразу же поставила перед новой сотрудницей задачу - держать курс на освоение этой технологии.
До прихода в центр народно - художественных промыслов Лариса ничего не знала о ткачестве, ну слышала, что когда то, у бабушки был ткацкий станок, но никогда его не видела. Мама ее шила, вязала, да и она сама, будучи в декретном отпуске, научилась вязать детские вещи. Занималась рукоделием - без фанатизма, это занятие ее увлекало постольку, поскольку помогало скоротать время, но при этом, всегда считала себя способной и не боялась браться за новые виды рукоделия.
Только придя в центр и попав в среду единомышленников, у нее по- настоящему раскрылся талант подмастерья. Чего не знала, она не стеснялась спросить у опытных мастеров. Освоила технику бисероплетения, стала делать нагрудные украшения, которые носили женщины коренных народов Севера- со временем, сформировалась целая коллекция таких работ.
«Когда мне сказали, что я должна освоить ткачество - я испытала настоящий шок…И даже не представляла, что это такое, а когда увидела станок, то и вовсе опешила. Он показался громоздким, страшно было даже подойти…»- вспоминает Лариса. Конечно, спрашивала, советовалась, но больше изучала самостоятельно через видеоуроки и мастер- классы у опытных мастериц по интернету; читала литературу, словом, по крупицам собирать все о ткачестве. Сейчас, спустя годы, она убеждена - чтобы освоить эту технологию, не нужно быть семи пядей во лбу, главное - полюбить свое дело и каждый день, шаг за шагом идти к намеченной цели.
Кто из нас не помнит старинные «бабушкины половички», что были почитай, в каждом доме? В ход шла старая одежда, если повезет - шерстяные нити и катушки обычных швейных ниток. А в деревнях и вовсе не было возможности что-то купить и нити мастерицы пряли из льна, сами красили. Такие рукодельницы были особо почитаемы и к ним обращались с просьбой сделать половицы - на заказ. «Вот посмотрите на эти дорожки - разве они чем - то отличаются от тех, старинных?» – говорит мастерица, хотя тут же, замечает на них некоторые неточности. Ларисе, как уже настоящему мастеру своего дела временами свойственна самокритика. За годы работы в центре НХП она освоила бисероплетение, научилась работать на ткацком станке, освоила технологию ручного плетения. За день при изготовлении «бабушкиного половика» ей приходится перетягивать нить больше 700 раз! Сначала, конечно начинала с малого - например, делала пояса, с помощью берда - хантыйские опояски. Здесь - та же монотонность многочисленных операций по перетягиванию нитей из одной стороны - в другую, а еще особое усердие надо приложить для выполнения многоцветного орнамента, которое требует точности до одной нити. Где - то зазевался, пропустил нить - и весь орнамент – насмарку. Бывает так, что приходится по нескольку раз расплетать и начинать заново. Результат того требует - красивые «протяжки», ровный рисунок, а в целом - произведение народного искусства!
Опубликованных комментариев пока нет.