Красота, утонченность, гармония и изысканность, ярчайшие краски, реалистичные портреты, мифические и былинные сюжеты, невероятной красоты пейзажи - все вместе это ручной авторский труд уникальных мастеров народного промысла.
Палех, Федоскино, Мстера, Холуй – всемирно известные русские школы русской лаковой миниатюры, это вершина художественного мастерства. Изящные шкатулки были далеко не в каждой советской семье, ручные работы ценились высоко во все времена. Причем знатоки с первого взгляда могли определить, какая из них изготовлена мастерами Федоскино, а какая – из Палеха. Я, увы, не смогу отличить эти работы, но с точностью могу сказать только одно – они восхитительны.
Частное собрание
В Сургутском художественном музее открылась выставка работ мастеров вышеназванных русских школ художественного промысла. Те, кто смогли в морозный день прийти на ее открытие, не пожалели.
В частном собрании сургутянина Евгения Башты более 180 предметов: тут и традиционные шкатулки, табакерки, деревянные платины и тарелки с росписью. Коллекционер признается, что впервые в музее он смог увидеть свою коллекцию в полном объеме. Собирать произведения мастеров русской лаковой миниатюры Башта начал более 15 лет назад, однако интерес к ним зародился гораздо раньше.
более 180 предметов в коллекции Евгения Башты
- Я помню, у мамы была шкатулка - работа мастеров Мстеры, она хранила в ней свои украшения. Меня поразила тонкая изысканная работа художников. И всю жизнь преследовала мысль, что как-то надо собрать, сохранить эти произведения. Позже, когда в восьмидесятом году переехал из Луганска в Сургут, родилась идея - а почему бы не заказать мастерам работы по северным мотивам? Но все как-то было недосуг, откладывал. И только в начале нулевых я, наконец, смог посвятить себя сбору коллекции. Но сразу же столкнулся с тем, что художники поначалу попросту отказывались от заказов, так как северная тематика для них была непривычна. Тогда я сам попытался рисовать, и, помню, отдал свой рисунок с двумя оленями Татьяне Ктитаревой (луганская художница, - прим. авт.). Она сделала начальный эскиз, это была тарелка, и передала в Мстеру. И так случилось, что в одном из первых изделий воплотились работы сразу трех мастеров. К сожалению, эта работа не сохранилась.
Если бы не вредная привычка…
Интересный факт: русская лаковая миниатюра возникла благодаря вредной привычке широко распространенной в XVIII веке. Тогда было модно нюхать табак, причем подвержены этой привычке были не только представители сильного пола, но и великосветские красавицы и набожные купчихи и крестьянки. Аристократы и богатеи хранили табак в изящных драгоценных коробочках из золота, серебра или фарфора, а те, кто не мог себе позволить такую роскошь, стали делать табакерки их прессованного картона, пропитанного льняным маслом и просушенным при температуре 100°С. Этот новый материал стали называть «папье-маше» или «жеваная бумага». Чтобы добиться более изящного результата, табакерки стали грунтовать и покрывать черным лаком с росписью в классическом стиле. Такие табакерки были очень популярны в России.
Своя история
А потому неслучайно в конце XVIII века неподалеку от села Федоскино, в Данилове, в 30 км от Москвы, купец Коробов наладил производство таких табакерок, позаимствовав технологии у немца И.Штобвассера из Брауншвейга (Германия). Позже он создал свою технологию производства лакированных шкатулок. И уже в 1830 году производство расширили и даже организовали специальную фабрику для обучения технологиям изготовления шкатулок и школу миниатюрного письма. При росписи художники используют серебро, скань, сусальное золото, инкрустируют работы перламутром. Золото федоскинские мастера полируют волчьим зубом, где они умудряются доставать столь экзотичный инструмент сегодня – загадка. Но факт остается фактом – ничего кроме волчьего зуба! Двадцатый век принес русским мастерам лаковой росписи успех на многочисленных международных выставках.
В Сургуте коллекция мастеров Палеха, Федоскино, Мстеры, Холуя представлена впервые, что делает выставку поистине уникальной. Каждая работа - со своей историей и реальными персонажами. «Девушка с оленем» выполнена по фотографии, на которой запечатлена жительница деревни Русскинской. Совершенно случайно Башта обнаружил изъян в фотографии, благодаря компьютерным технологиям: в глазе оленя при увеличении можно увидеть фотографа. Так вот, мастер настолько тонко выполнил работу, что даже скопировал и этот «изъян» фотографа. Кстати, по фотографиям выполнено немало работ, и это завораживающее зрелище: из-под кисти мастеров на свет появились прекрасные и тонкие образы, наполненные гармонией и эмоциями, живые, яркие. Светоносные.
Светлана Круглова, директор СХМ:
«Я очень надеюсь, что наше сотрудничество с коллекционером Евгением Баштой будет иметь свое продолжение, потому что каждый раз случается так, что любой художник, попадая в ауру, орбиту музея, уже не сходит с нее. Это как роман с продолжением. Я скажу больше: в 2017 году музей будет отмечать свое 25-летие и вся наша юбилейная художественная программа так и называется – «Музей и Художник: роман с продолжением», так что сургутян ожидает немало уникальных выставок и проектов»
Опубликованных комментариев пока нет.