×
25578123434
Экономика
0

Федеральные эксперты рассказали предпринимателям, общественникам и чиновникам о возможностях капитализации социально значимых проектов

«Социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, направленная на решение или смягчение социальных проблем общества. Можно предположить, что социальное предпринимательство – это бизнес в социальной сфере, но это не совсем так. В сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания существует множество возможностей для предпринимательства, но это обычный бизнес. Сущность социального предпринимательства в том, что получаемый доход выступает не конечной целью, а средством для решения значимых социальных проблем. То есть главное - не просто заработать денег, но с их помощью изменить что-то в окружающем мире, использовать их для благих целей. Большая часть получаемой прибыли (до 65%) реинвестируется, а не распределяется между акционерами и собственниками», - такое исчерпывающее определение новому экономическому явлению дал эксперт Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», бизнес-тренер Сергей Пономарев, один из спикеров информационно-обучающего интенсива для представителей социально ориентированного бизнеса и некоммерческих организаций.

Глаза в глаза

Двухдневный семинар о развитии рынка социальных услуг в Югре собрал в минувшие выходные в Сургуте заинтересованных граждан не только из города и района, но и из отдаленных от экономического центра региона территорий. На обучающий интенсив экспертов федерального уровня – советника президента Общенационального союза НКО Владимира Якимца и бизнес-тренера Сергея Пономарева предприниматели, невзирая на сложную обстановку на дорогах, приехали даже из далекого Югорска.

Польза от мероприятия оправдала дорожные риски. Социально ориентированный бизнес – тема новая не только для предпринимательского сообщества и тем более общественных организаций, большинство которых до недавнего времени были не готовы зарабатывать в принципе. Для органов государственной власти, прежде всего, администраций муниципальных образований, - в том числе. Заинтересованность сторон друг в друге налицо. Властям необходимо расширить ассортимент социальных услуг и их поставщиков, не создавая при этом новые бюджетные структуры, а по возможности – и упразднив часть имеющихся, передав их задачи субъектам предпринимательской деятельности либо некоммерческим организациям. Предпринимательское сообщество заинтересовано в появлении такого крупного заказчика, как государство.

Проблема заключается в том, что правила взаимодействия еще только формируются, а информация об уже сформулированных условиях получения гарантированного заказа широкого распространения пока не получила. Найти ее можно, например, на сайте департамента социального развития ХМАО-Югры, но знают об этом далеко не все заинтересованные граждане. Да и что делать дальше с этим «тайным знанием» без пошаговой инструкции, желательно с примерами, разобраться непросто.

Именно этой теме – механизмам получения имущественной поддержки и юридического сопровождения СО НКО (социально ориентированных некоммерческих организаций) в муниципалитетах – и был посвящен первый день семинара, спикером которого выступил  доктор социологических наук, кандидат технических наук, эксперт Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», эксперт Общественной палаты РФ и Москвы, советник президента Общенационального союза НКО Владимир Якимец.

Предполагалось, что основными его слушателями станут представители органов власти, но это оказалось не так. Предпринимателей и общественников тема заинтересовала также. «Бонусом» стала возможность личного знакомства и получения консультаций в неформальной обстановке от «профильных» чиновников. К примеру, представители администрации Сургута консультировали предпринимателей и коллег из других муниципалитетов о возможностях, которые предоставляет администрация Сургута, и «оптом», и «в розницу» - во время перерывов. Речь, правда, шла об уже давно существующих в Сургуте формах поддержки субъектов малого и среднего бизнеса без разбивки на традиционные и социально ориентированные. Но и эта информация для многих участников семинара стала полезным откровением: грамотно, а значит, с результатом, выстраивать договорные отношения с администрацией, как показывает практика, умеют далеко не все предприниматели. 

Куй железо, пока горячо

К слову, муниципальный заказ – далеко не единственный источник для развития социально ориентированного бизнеса. В данное направление инвестируют и фонды, в частности, фонд «Наше будущее», чьи эксперты и проводили семинар. 

- В регионах большую поддержку оказывают местные центры и фонды поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы и так далее. Особо следует отметить работу Центров инноваций социальной сферы - площадок для профессионального взаимодействия всех участников социальных инициатив, - считает бизнес-тренер, региональный представитель Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» по Пермскому краю Сергей Пономарев.

Эксперт на российских и зарубежных примерах рассказал и показал, как могут и должны зарабатывать социально ориентированные некоммерческие организации. И какие условия необходимо выполнить для того, чтобы получить ту или иную меру поддержки от государства и (или) частного фонда.

Отдельным пунктом тренинга стало изучение порядка и стандартов предоставления социальных услуг в Югре, а также «прокачка» общим мозговым штурмом бизнес-идеи одной из участниц семинара. Но подробностей разглашать не будем.

Для того чтобы найти свою бизнес-идею, есть целый ряд ресурсов.

- У фонда «Наше будущее» существует целый банк идей для социально ориентированного бизнеса, СО НКО и даже уже тиражируемых франшиз. Информацию можно найти на сайте фонда www.nb-fund.ru, - отметила региональный представитель фонда в Югре Ольга Сидорова.

Кстати, социальных предпринимателей пока немного: даже в масштабах всей страны речь идет всего о нескольких тысячах человек.

- Но значение социального бизнеса в кризис лишь возрастает, растет спрос на новые подходы к решению актуальных общественных проблем. Поскольку социальные предприниматели не так сильно нацелены на прибыль, их деятельность более устойчива к изменению рыночной конъюнктуры. Поэтому в ближайшие годы данный вид деятельности имеет все шансы занять значимое место среди главных драйверов развития экономики страны, - считает эксперт Сергей Пономарев.

И это мнение можно и нужно воспринимать как совет «ковать железо, пока горячо». Тем более что риск «обжечься» в данном случае можно минимизировать – за счет обучения на таких вот бизнес-интенсивах или других образовательных мероприятиях, которые организует Центр инноваций социальной сферы Фонда поддержки предпринимательства Югры.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Возврат к списку