Вывести на рынок можно фактически любой проект, даже если у него уже есть аналоги-конкуренты. Как и придумать для него социальную составляющую. Как это сделать, в течение трех дней на практических и, что особенно важно, - собственных идеях разбирали 160 югорчан, ставшие курсантами образовательного проекта в пяти городах автономного округа: Ханты-Мансийске, Нягани, Югорске, Нижневартовске и Сургуте.
В нашем городе было организовано сразу две группы. Одна под руководством бизнес-тренера Анны Счастливой, другая – Алика Галина, студенткой которого и стала автор данной публикации.
Актуальный ход
- Социальных проблем в обществе очень много. Но государственный аппарат – структура очень громоздкая. И в решении задач ее мобильность может быть крайне низкой: своевременно и качественно отреагировать получается далеко не всегда. Бизнес в этом отношении более эффективен. Именно поэтому государство сейчас и пытается делегировать как можно больше своих социальных обязанностей в частные руки, - формулирует предпосылки создания Школы тренер Алик Галин, в прошлом – действующий предприниматель, реализовавший несколько проектов.
Таким образом, ШСП выполняет две задачи. Первая – очевидная: обучает обывателя (в большинстве своем, далекого от коммерции) основам предпринимательской деятельности. Вторая – отчасти завуалированная. Это своего рода рекламный ход, пропагандирующий мысль, озвученную тренером. «Заказчиком» этой рекламы является государство, а потребителем – население. Причем не все 1 млн 647 тыс. человек, зарегистрированных на территории региона, а именно «горячие клиенты» - именно так рекламщики называют людей, самостоятельно обращающихся за услугой или товаром, то есть готовых получить ее (услугу) здесь и сейчас, без дополнительных уговоров «продавца».
Предложение очень интересное: возможность пройти обучающий курс предоставляется всем желающим абсолютно бесплатно. По итогам обучения участникам предстоит защищать свой бизнес-план, который, по сути, является дипломной работой каждого из курсантов. Кстати, данный бизнес-план можно заявлять в структуры, оказывающие поддержку начинающим и действующим предпринимателям, в том числе администрации муниципалитетов (Сургутский район, к примеру, на безвозмездной основе выделяет стартаперам по 300 тыс. рублей, для покупки оборудования и инвентаря для большинства проектов сумма достаточная), международные и всероссийские инвестиционные и благотворительные фонды и ряд других.
- Эффективность Школы социального предпринимательства подтверждена: на сегодняшний день выпускники Школы прошлых лет с успехом реализуют в округе более 160 социально значимых проектов. Среди них - частные детские сады, досуговые семейные центры, учреждения здравоохранения, а также организации по уходу и присмотру за пожилыми и «особенными» людьми, - отмечает региональный представитель Фонда «Наше будущее» Ольга Сидорова.
Этим предприниматели не только снизили финансовую нагрузку бюджета на выполнение социальных задач, но и начали вносить в общую копилку собственный вклад. Социальный бизнес – это не благотворительность. Создание новых рабочих мест, выпуск продукции или оказание услуги на регулярной основе, стабильное зарабатывание денег и, соответственно, уплата налогов – в числе его приоритетных задач. Точнее – задача номер два. Первый критерий социального предпринимательства – это все же социальное воздействие: проект должен решать ту или иную общественную проблему.
Мухи отдельно, котлеты отдельно
- Студенты Школы – в большинстве своем люди, мечтающие изменить мир, но нередко витающие в облаках. Причина простая: в основном это представители сферы культуры и образования, специалисты, работающие по найму. И, соответственно, имеющие слабое представление, а то и вовсе никакого, о предпринимательской деятельности, - нарисовал портрет участников тренер нашей группы. – Поэтому моя первая задача – изменить их тип мышления. Как человеку бизнеса, привыкшему к жестким постановкам задач и высоким темпам их исполнения, изначально с такими людьми мне было работать непросто. Складывалось впечатление, что мы не только говорим на разных языках, а вообще существуем в параллельных вселенных.
Есть и другая разновидность «школьников». Люди, реализующие или планирующие реализовать сугубо коммерческий проект, в принципе не понимающие, что такое социальное воздействие. «Спрос ведь на эту услугу есть? Значит, и социальное воздействие налицо», - такое мнение прозвучало в первые часы первой сессии.
Салон красоты, кафе-кондитерская, производство и реализация финских санок, информационно-рекламное агентство, спортклуб, узкоспециализированный медицинский центр... На первый взгляд, эти идеи с социальным предпринимательством не имеют ничего общего. А клуб общения для пенсионеров или общественное объединение по возрождению русской национальной игры «городки» - с предпринимательством вообще. Но «в корзину» они не ушли. И за три дня проработки – пока не детальной, на это еще есть время - превратились во внятные зачатки социальных бизнес-проектов. И общественные задачи решающие (к примеру, кондитерская может предоставить рабочие места молодым и (или) многодетным мамочкам, а цех по производству санок трудоустроить людей с ограниченными возможностями и (или) вчерашних заключенных), и доход генерирующие: и клуб пожилых людей, и общество по возрождению игры зарабатывать своей деятельностью вполне могут.
К таким выводам студенты пришли в результате трехдневного совместного мозгового штурма, но не хаотичного, как это бывает в большинстве случаев, а стратегически и тактически выверенного. Сперва на конкретных – личных идеях определяли суть социального предпринимательства как такового, затем – выясняли личную мотивацию, изучали целевую аудиторию, определяли компетенции. Составляли планы взаимодействия с заинтересованными сторонами, предварительно их определив. И многое другое. Вплоть до проработки маркетинговых решений. Проделать такой пласт работы в столь короткий срок даже подготовленному специалисту очень непросто. А новичку – невозможно в принципе. Но совместными усилиями обозначенные задачи по большинству проектов были решены. Осталось только изложить их в специальных таблицах, а по некоторым из них начать действовать, к примеру - провести анализ конкурентов и клиентов. А по возможности - и провести переговоры по проекту, хотя бы предварительные.
- Настоятельно рекомендую - не откладывать выполнение домашнего задания до следующей сессии, перегорите, - напутствовал своих студентов Алик Галин. – Ковать железо лучше, пока оно горячо.
Сергей Сухоставский:
«Как выяснилось в процессе первой сессии, за последнюю пару лет я сгенерировал немало идей. Некоторые из них имеют эскизный вид проекта. Но как и за счет чего (кого) их реализовывать, я не имел представления. При этом я отчетливо понимал, что бездействие похоронит идеи раньше, чем общественность меня самого. Куда этот багаж тащить и с кем делиться - не имел представления. О Школе узнал из публикаций проекта «Наше дело» в газете «Сургутская трибуна», а принять решение стать студентом его автор - Маргарита Стройнова – убедила лично. Прокачать решил тему городошного спорта, который планировал реализовать на общественных началах: сделать идею доходной я даже не планировал, просто считал своим гражданским долгом возродить этот национальный вид спорта. После трех дней в Школе в моей голове начался процесс упорядочивания файлов проекта. Появились пока нитевидные, но уже осязаемые направления движения для реализации моего проекта. Очень позитивно оцениваю первую сессию. Полученные знания, как минимум, пригодятся. Но я рассчитываю на большее».
Алексей Димитрев:
«Формат мероприятия мне очень нравится: живое общение с разными и интересными людьми. У всех свои мысли и идеи, разные взгляды на проблемы и комментарии. Когда ты решаешь какую-либо задачу один, то тебе трудно найти глобальные идеи и решения, а работая в группе, выясняешь - эти решения могут лежать и на поверхности».
Юлия Дементьева:
«Я предприниматель с 2008 года. С Фондом поддержки предпринимательства Югры пересекалась периодически - обращалась за возмещением части затраченных средств на обучение. Знала, что фонд проводит «школы», но была убеждена, что возрастной порог и стаж предпринимательства закрывают для меня пути. Когда выяснилось, что я все-таки могу попасть на обучение, очень обрадовалась, так как считаю, что множество проблем социального характера, которые меня волнуют, требуют действия и участия. За три дня получилось выделить для себя два основных направления. Появилось четкое понимание последовательности шагов, которые необходимо сделать: собрать информацию, определить сильные/слабые стороны внутренних ресурсов и внешние возможности и угрозы для идеи. Радует, что проблемы, которые я для себя выделяла, озвучила не я одна, например, проблему жизненной и социальной активности пенсионеров, профориентации школьников. А это означает, что все они найдут свое решение и воплотятся, так как, работая в команде, мы все друг другу помогаем, открывая новые грани взгляда на один и тот же вопрос».
Мария Ушакова:
«Формат данного обучения оптимален и неутомителен. Обсуждать проекты в группах оказалось очень полезным для всех нас. Лично я услышала много полезного о своей идее, видела ситуацию под одним ракурсом, а благодаря ребятам появились новые видения и дополнения. Также полезно прошел краш-тест с действующими предпринимателями: мы дышим своей идеей и воодушевляем ею соратников, но те, кто знает, что такое бизнес в реалии, немного нас приземлили и дали дельные советы. Спасибо ребятам из группы за обнажение проблем, которых я раньше не замечала».
Следите за новостями Сургута на нашем канале Telegram.
Опубликованных комментариев пока нет.