«Давай, учи меня терпению. Своими жалкими словами…» – это были первые строчки, с которых пару лет назад я начал знакомство с творчеством Лёхи Никонова. Эмоциональность выступлений, эпатаж и уместная несдержанность – вот что отличает его чтения от других. Стоит сказать, что у некоторых гостей «Порта» на лице проявлялось изумление от необычной манеры декламации питерского поэта. Но в целом сургутская публика оказалась вполне себе расположена принять творчество Никонова.
- Алексей, это ваш первый визит в Сургут. Не могу не спросить о первых впечатлениях.
- Мы сейчас ездили на ГРЭС. Я, конечно, ошеломлён тем, что увидел – масштабами в стиле «Сталкера». Только в несколько другом виде. Мне сказали, что у вас самая большая ГРЭС на евразийском континенте. Впечатляет.
- Ваша программа на вечер называется «Лучшее». Как отбирались стихи для сургутской публики из всего материала за 20 лет?
- Вот я прям сейчас отбираю свои стихи, перед концертом (во время беседы Никонов перебирал свои произведения. – Прим.автора). Я всегда перед выступлением это делаю. Очень легко читать тогда. Ибо про себя я всегда знаю, что хорошее, а что плохое. Разное время – разные стихи.
- Разные жизненные периоды?
- Да. Сейчас мне нравятся одни мои стихи, а через два года - другие. Может быть часть того, что хочу прочесть сегодня, я бы не хотел читать пару лет назад. То же самое и с песнями.
- Что подвигло к написанию стихов?
- В 1993 году я только начал писать. Первые публикации была в 1996 году. Уже вот 21 год прошел. Но честно скажу – я не знаю, что меня подтолкнуло к написаю стихов. У меня нет на это ответа.
- Вы также являетесь вокалистом панк-группы "Последние танки в Париж» (П.Т.П.В.). Как удаётся совмещать музыкальную и поэтическую деятельности?
- В последнее время - с трудом. Это разные вещи, хотя кому-то может показаться, что это не так. Тяжеловато иногда, потому что концерт это всегда взаимодействие. С публикой, с пацанами, с которыми ты на сцене. А чтение… это такое фюрерство – отделение себя от остальных людей, выделение себя. Что настаивает на своей тотальной правильности. Но если ты в своём стихе не уверен, в том, что ты пишешь, то ты проиграешь. Это моё показное высокомерие в стихах.
- Что вкладываете в понятие «высокомерие»?
- Моё настаивание на какой-то нереальной миссии поэта. Для меня коннотация поэта была всю жизнь значима. Я не настаиваю на особом взгляде.
- Особом взгляде кого на что?
- Поэта на общество. И, кстати говоря, настаивать на взгляде общества я не могу. Ведь я не общество. И в России оно уникально, даже в сегодняшнее время.
- В какую сторону изменилась поэзия? Давайте конкретизирую – питерская, и обозначу период - со времен, скажем, Бродского.
- Она демократизировалась. Если посмотреть на всех современных читающих поэтов, ну кроме раскрученных лейблов, то это все интернетовские ребята. Они всё делают сами. У меня на них большие надежды.
- У многих групп отечественного андеграунда есть с вами совместные работы: Психея, Матрикс и другие. Как вы находите друг друга, на чем основывается сотрудничество?
- Как правило, все начинается с разговора в гримёрке. А потом прихожу, и мы записываем. Я редко когда готовлюсь» к «фитам» (совместные проекты музыкантов. - Прим. автора). Один раз было такое с Димой Гусевым (рэп-исполнитель из Санкт-Петербурга). Тогда мы трек на 15 минут сделали и без подготовки было никак. Да и каждый фит это всегда по-разному и интересно. Когда ты один поёшь, у тебя один взгляд. А когда с кем-то, то вы коррелируетесь, и это даёт дополнительную глубину песням. К «Сид spears» (песня группы Психея) я не готовился. Пришёл Дима (Дмитрий Порубов – солист Психеи) и говорит: «Прочти что-нибудь». Ну, я и прочитал что-нибудь. Также у нас с ним было и при записи последнего их альбома. У Димы была песня «Учи меня», а у меня как раз был такой стих. И это было абсолютно случайно. Я не специально этот стих под них писал.
- Считаете ли вы себя неформатным поэтом, андеграундным?
- Андреграундным - да. А вот неформатным… а поэт вообще может быть форматным? Это уже и не поэт, наверное… Я не печатаюсь в государственных изданиях, не издаюсь большими тиражами. Может это и делает меня неформатным?
- Бывали ли у вас проблемы из-за ваших текстов с законом или с недоброжелателями?
- Особых проблем нет.
- Чем бы вы занимались, если не поэзия и музыка?
Я не знаю. Чем я только не пытался заниматься до 25 лет. Я и журналистом был. Хотя денег особых не платили. Это было просто эстетическое удовольствие, что мои тексты выпускают.
- Как вы оцениваете ситуацию с андеграундом в регионах? Есть будущее у отечественной неформальной сцены?
- У поэтической сцены в России всегда будет будущее. А вот у музыкальной - не знаю. Я просто не специалист, не могу судить коллег-музыкантов. Это, как минимум, неэтично.
- А почему всегда будет будущее у поэзии в России?
- Всегда будет запрос от общества. У нас в России отношение к слову особое. В России слово до сих пор табуировано.
В конце нашего разговора, я не удержался и спросил у «Лёхи», а есть ли шанс, что ПТВП приедут с концертом в Сургут. Но тут же сам себя поправил, что на тяжёлую музыку в Сургуте ходят мало народу.
- А ты думаешь, что если мало народу приходят, то выступать не нужно? Типа – «Не, 30 человек в зале. Я не буду играть». Вопрос числа публики это уже второе. Главное, что они пришли, и ты осознаёшь свою необходимость выступить перед ними. А осознанная необходимость – это свобода…по Канту или по Гегелю?
- По Гегелю. На гегельянстве и закончим.
"Сургутская трибуна" благодарит культурный центр "Порт" за содействие в интервью.
Опубликованных комментариев пока нет.