Выбран регион
×
70072
0

Надежда Стрельцова: «В образовании надо мыслить на 10 лет вперед»

Имя Надежды Яковлевны Стрельцовой в Сургуте знают, пожалуй, практически все. Да и как может быть иначе? 14 лет она руководила сферой образования города - это больше, чем все другие кураторы до и после нее. В тот период достижения сургутского образования и успехи его воспитанников впервые стали известны далеко за пределами Ханты-Мансийского автономного округа.

Многочисленные эксперименты здешних педагогов изучали ведущие эксперты, разработанные муниципальные практики рекомендовались к внедрению в учебных заведениях по всей стране. Коллеги в других регионах гадали, как удалось в небольшом заштатном, по столичным меркам, городе создать столь эффективную систему образования? И приходили к выводу, что в богатом нефтяном регионе за большие деньги возможны любые чудеса. И только сейчас, когда перманентное реформирование привело российское образование к окончательной стандартизации, стало понятно: дело было не только и не столько в финансовой обеспеченности.   

В содружестве с наукой
Что всегда удивляет и даже восхищает в Надежде Стрельцовой, так это ее собранность и аккуратность. На рабочем столе всегда идеальный порядок: ничего лишнего, все бумаги разобраны по стопочкам, по папочкам, каждая на своем месте. Поэтому в случае необходимости любой документ будет найден моментально. Стоит краем глаза заглянуть в рабочий компьютер, и там такой же порядок - файлы, папки, разделы. Объединять все, что нужно для работы, в определенную систему для Надежды Яковлевны - привычка, выработанная годами, начиная с работы вожатой во Всероссийском детском центре «Орленок» (есть в биографии Стрельцовой и такой пионерский период). Гораздо позже, уже работая в Тюмени директором педагогического колледжа №1, она сумела создать особую систему подготовки кадров. Были открыты кафедры совместно с Тобольским педагогическим институтом и Ишимским институтом искусств и культуры. В соавторстве с Тюменским госуниверситетом разработаны сквозные учебные планы обучения будущих учителей математики.
С таким опытом и идеями в 1997 году Надежда Стрельцова приехала в Сургут, получив приглашение возглавить местную сферу образования.  
- Система образования города Сургута была мне знакома. Она уже в то время славилась своим творчеством, смелостью какой-то, было сформировано сообщество руководителей образовательных учреждений. Но главный фактор, который определил мое решение, это было открытие в Сургуте университета в 1993 году, - признается Надежда Яковлевна. - Больше ни на одной территории Ханты-Мансийского автономного округа, за исключением Нижневартовска, где работал филиал Тобольского педагогического института, высшего учебного заведения не было. А я понимала, что муниципальная система образования может развиваться только в содружестве с наукой. Поэтому первая задача, которую удалось решить, - преобразовать управление в статус комитета образования и науки.

Ни лыж, ни коньков
Но поменять название - это еще далеко не все. Новому руководителю сургутского образования досталось хлопотное наследство. Оказалось, что многие школы, тяготеющие к смелым экспериментам, даже не имели всех необходимых документов.  
- Все было разрозненно. Уставы не прописаны, образовательные учреждения не пролицензированы. К примеру, ведомственные дошкольные учреждения Сургутнефтегаза ни одной лицензии не имели. А я-то из Тюмени приехала, у нас это все уже было. Предстояло это вменить в обязанность руководителей, чтобы исключить хаос. Я уже чувствовала, что придут такие времена, когда надо будет ведомственные детсады забирать в муниципалитет. Необходима была новая нормативно-правовая основа, которую предстояло осознать неформально и без лукавства. А в ней и финансы заложены, - рассказывает Стрельцова.
Кстати, о финансах. Когда новый руководитель совместно с коллегами начали анализировать материальную обеспеченность школ в нефтяной столице России, выяснилось, что в 11 образовательных учреждениях о компьютерах только краем уха слышали. Да что там компьютеры! В северном городе, посреди Западной Сибири, в школьных спортзалах не было ни одной пары коньков, лыжи - почти такая же редкость, как доска для виндсерфинга.   
- Когда я доложила об этом мэру города Александру Леонидовичу Сидорову, он удивился: «Не может быть!», - вспоминает Надежда Яковлевна. - Нужны были финансы на это? Нужны. А где взять?

«Сейчас бы посадили…»
Если кто-то не помнит или не знает, в конце 1990-х вся страна находилась в тяжелейшем финансовом кризисе. Денег не было, зарплату на предприятиях часто выплачивали продукцией. Особенно тяжко приходилось бюджетникам. Но тут в какой-то степени помогла царившая тогда правовая вольница: федеральный центр попросту сказал муниципальным властям: «Выкручивайтесь, как хотите». 
- Денег не хватало, заработной платы по два месяца не было. Но! Предприятия перечисляли нам 1 процент налога на развитие образования, мы учителям давали беспроцентную ссуду на год с возвратом из заработной платы. Сейчас бы посадили за это, - смеется Надежда Яковлевна.
Но тут же добавляет:
- Сейчас и университет невозможно было бы открыть, потому что открывал город, народ. Нам позволялось принимать решения в соответствии с рекомендациями педагогических советов, управляющих, попечительских советов. А это какая сила, какая мощь, когда мы неформально можем работать с коллегиальными органами!
А решения зачастую были такие, которыми сегодня наверняка заинтересовалась бы прокуратура. Для повышения квалификации педагогов и улучшения социально-педагогического климата в коллективах в Сургуте разработали специальный проект интеллектуально-оздоровительных тренингов.
- Учителей, руководителей, педагогов дополнительного образования вагонами вывозили в Омск, в санатории «Русский лес» и «Солнышко». 
Там они полдня плотно занимались с учеными, профессорами, лучшими представителями сферы образования, а полдня оздоравливались. Заключили договор с Тюменским госуниверситетом, – у них был свой лагерь на берегу Черного моря, и мы отправляли туда учителей. Они оплачивали только дорогу. Сидоров разрешил 10-12 дней купаться в море, питаться за счет бюджета. Это был уникальный случай, - рассказывает Стрельцова. 
Побочным эффектом таких «незаконных» действий городского руководства стало то, что педагоги, директора школ, еще вчера не знавшие друг друга, начали общаться, обмениваться планами, совместно решать общие проблемы.
- Произошло реформирование отношений между людьми, между структурами. Единение, понимание друг друга и поддержка, потому что мы все в одной сфере образования. Я убеждена, это главное в нашей работе, - подчеркивает Надежда Яковлевна.

Умение дружить как инструмент мотивации
Еще одним стимулом для повышения квалификации педагогов, творческого подхода к работе стал городской конкурс «Педагог года». Мало кто догадывался, каких хлопот ежегодно стоила его организация сотрудникам департамента образования. Независимо от экономической ситуации и возможностей бюджета, его победители получали завидные дорогостоящие призы. Автомобили, путевки за границу, импортную бытовую технику, еще дефицитные в те времена компьютеры, а случалось, и ключи от квартиры. На зависть представителям других профессий, градообразующие предприятия и крупные фирмы всегда охотно оказывали спонсорскую поддержку конкурсу педагогов.
- Как нам это удавалось? А мы умели дружить, - раскрывает секрет Надежда Стрельцова. - Всегда с вниманием откликались на просьбы руководителей предприятий. Сотрудничали с главами управлений дошкольных учреждений, которые тогда были ведомственными. И хотя они не относились к муниципальной системе образования, их посещали дети родителей, которые жили в Сургуте! Это сегодня появилась тенденция: если ты финансируешься не из муниципалитета, значит, ты - чужой. Это грубая, я бы сказала, страшная ошибка! А мы осознавали, что мы все равно единое городское и образовательное пространство.

Народная стратегия
Именно таким образом, объединившись всем миром, в Сургуте создавали первую в истории города стратегию развития местного образования. В то время уже зародилась мода приглашать для такой работы специалистов из Москвы, Петербурга, в крайнем случае из Тюмени. В комитете по образованию и науке решили рискнуть и разработать этот важный документ своими силами. «Ни одного приглашенного эксперта не было!», - с гордостью говорит Надежда Стрельцова.
Для работы над программой был создан авторский коллектив, куда вошли сотрудники пединститута, Сургутского университета, профессионалы муниципальной системы образования, специалисты комитета: Игорь Глушков, Юрий Дворяшин, Владимир Зуевский, Михаил Мартынов, Ирина Белякова, Алина Степанкова, Анатолий Юдин, Георгий Назин. Эту работу Надежда Стрельцова вспоминает как один из самых напряженных и продуктивных периодов своей жизни:
- Нам удалось привлечь огромное количество населения города: представителей вузов, техникумов, работодателей. Целый год мы не знали ни сна, ни отдыха. Анализировали материальную обеспеченность, кадровый состав, выявляли тенденции, существующие в образовании. Понимали, что работаем на создание долгосрочной инвестиционной программы развития муниципальной системы образования.
Результатом стала небольшая по объему, написанная простым и понятным языком «Программа развития муниципальной системы образования и науки в городе Сургуте на 1999-2003 годы», где впервые появились понятия «инновация», «индивидуальный подход к обучению», «инвестиционная программа». Многие положения этого документа актуальны и сегодня.        

Шаг камикадзе
Нельзя сказать, что все в эти годы было гладко и получалось по щелчку. Вместе с поддержкой и одобрением в адрес комитета по образованию и науке звучала мощная критика. Вводимые новшества не всем нравились. Стоило Стрельцовой поднять на коллегии вопрос о состоянии здоровья школьников, организации профилактики заболеваний и правильного режима питания, как некоторые тут же обвинили ее в непрофессионализме. Мол, не своим делом занимается, здоровье детей - забота медиков.   
Как только заинтересовались, на каком основании гимназии и лицеи берут оплату с родителей, снова пошла волна возмущения: образовательные учреждения лишают финансовой самостоятельности. Чтобы сразу расставить все точки над «и», руководитель комитета пошла на беспрецедентный шаг: решила пройти публичную аттестацию.
- Если руководители образовательных учреждений скажут, что я - непрофессионал, что их не устраивают мои деловые и человеческие качества, я иду к Сидорову и пишу заявление об увольнении. Потому что возглавлять образование должен человек с безупречной репутацией, - поясняет свое решение Стрельцова.
Все директора получили опросные листы, где им предлагалось оценить работу руководителя органа управления образованием по самым разным критериям. Итоги анкетирования подвели на августовской педагогической конференции.
- Вот! Берегу как зеницу ока, - Надежда Яковлевна выкладывает на стол тяжелую стопку анкет, -  потому что поддержка руководителей образовательных учреждений очень важна для руководителя образования. Я набрала очень высокие баллы – 97% директоров оценили меня, как высокого профессионала. Из 5 баллов я набрала 4,8, чем очень горжусь.

С мыслью о будущем
После пройденного экзамена Надежда Стрельцова будто обрела второе дыхание. На этом подъеме были придуманы и реализованы многие идеи и новации. Начало развиваться движение «Шаг в будущее», направленное на выявление талантливых школьников, интересующихся наукой. Была организована масштабная выставка «Образование и карьера» с участием представителей вузов и работодателей. Оба этих сургутских проекта существуют до сих пор и с каждым годом набирают все большее количество участников.
- Те, кто работает в образовании, не должны жить сегодняшним днем. Они должны думать на 10-15 лет вперед. Потому что пока ребенок закончит школу, потом вуз или техникум и приступит к работе, в стране уже будет новая социально-экономическая ситуация. А он должен в ней ориентироваться, как рыба в воде, - нацеливает своих сегодняшних коллег Надежда Яковлевна.
Фотографии сюжета / 3 фото
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Возврат к списку