Село Болчары – родина руководителя предприятия «Пурстроймонтаж» Александра Лисовского – расположено в пойме нескольких рек: Магатки, Болчарки и Конды. Это обширный, богатый болотами и озерами, мелкими протоками бассейн Иртыша. И отсюда на Большую землю – либо водой, либо воздухом, либо ждать зимы. Того момента, когда от Болчар в сторону Тобольского тракта и села Демьянского поползет тяжелая техника дорожных строителей – торить дорогу жизни, строить автозимник. Один из восьмидесяти пяти, которые ежегодно сооружают в автономном округе.
Александр Лисовский рассказал, что в нынешнем году впервые в России будет введен ГОСТ для дорог, которыми можно пользоваться только в холодное время года. Проект национального стандарта по заказу Федерального дорожного агентства подготовил РосдорНИИ. В документе содержатся регламенты строительства, содержания и пользования зимниками, раскрыты понятия ледостава, полыньи, промоины, снегопереносов, топи. Кроме того, вводятся классы и виды автозимников в зависимости от интенсивности движения.
– Будем работать по-новому, и это отлично. Потому что введение ГОСТа прежде всего положительным образом повлияет на два важных целевых пункта национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: снижение количества мест концентрации ДТП и снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, – подчеркивает Александр Павлович.
И пусть эта дорога протяженностью полсотни километров – временная, но она тоже, как предполагает национальный проект, должна быть безопасной и качественной. Тем более что идет через множество водных объектов. Поэтому, рассказывает Александр Лисовский, работа дорожников предприятия «Пурстроймонтаж» – ответственная, связанная с обеспечением безопасности водителей и техники, в большом количестве идущей из Югры в Тюменскую область и обратно почти четыре холодных месяца года. И начинается она с первыми заморозками.
Работают строители Александра Лисовского на субподряде у окружного предприятия «Северавтодор» уже более десяти лет. 18 дорожников, три «кировца», два грейдера, тяжелые гусеничные «газухи» и вездеходы – технического оснащения предприятия вполне достаточно, чтобы отработать свои объемы на совесть.
Как строят зимники? Каждую осень после наступления первых морозов снег на заданном направлении уплотняют и разгребают грейдерами, одновременно продавливая болота для того, чтобы они лучше застыли и на дороге не выступала вода, создающая ледовую корку. На реках дорожники намораживают ледовые переправы. Это особая технология, по которой рекомендуемую толщину льда рассчитывают специально под нагрузку дороги в зимнее время, под технику, которая будут заходить на эти переправы.
– Люди на нас не жалуются, наоборот, благодарят за быстрое и качественное строительство временных зимних автодорог. А нам, между прочим, сложнее всех в Югре: Кондинский район – самый южный в автономном округе, зима тут наступает позднее, а значит, позднее устанавливается ледовое покрытие на реках, позднее схватываются болота, – говорит Александр Лисовский.
Руководитель дорожного предприятия по профессии – инженер-строитель, в Болчары его четырехлетним ребенком, 60 лет назад, в далеком 1959 году, привезли родители. Отец Александра Павловича был первым руководителем Сосновского леспромхоза в Кондинском районе, решал амбициозные задачи обеспечения Родины лесом.
Столь же амбициозен и сын. Навыки эффективного управления при решении важнейших государственных задач у Александра Павловича – явно от отца. Много лет он работал на Ямале, именно там создал два своих предприятия, а затем вернулся с ними в родные места, чтоб приносить пользу Югре, которая стала его малой родиной.
Опубликованных комментариев пока нет.