…Рыбалка для жителей Крайнего Севера всегда была жизненно необходимым промыслом. Отказаться от лова – значит голодать, потерять основной источник дохода. Не секрет ведь, что выловленную рыбу родовые общины не только запасают на зиму, но и продают.
Поплавок из камыша, грузило из свинца и крючок. Ловить на удочку – особое удовольствие. Но только не для него. Андрей Иванович говорит, что с детства привык рыбачить сетями – традиционным орудием лова коренных малочисленных народов Севера.
– Я и удочку всего-то пару раз в жизни в руках держал, – смеётся он. – Поймал ли чего, уже и не вспомню.
К рыбалке маленького Андрейку приобщил отец. В прошлом – тоже знатный рыбак. Едва сыну исполнилось три года, он стал его брать с собой на речку. Рыбачили на Сосьве, на Оби. Частенько рыбаки возвращались с хорошим уловом, а, бывало, что и с пустым садком.
– Помню, уехали мы на рыбалку, – рассказывает Андрей Иванович. – Два дня на природе провели. А поймали только одного окуня. Какие тут могут быть впечатления. Конечно, обидно. Оно ведь как: когда рыбы много, тогда и жить хочется.
Уже повзрослев, Андрей Маремьянин начал заниматься отловом рыбы в промышленных масштабах.
– В нашем районе много родовых угодий, а рядом протекает Обь, разливы которой достигают пяти километров. В реке большое содержание подводной травы под названием мурок, которую обожает пелядь. Мы с моими друзьями Михаилом Алексеевым, Юрием Поповым и Александром Мищенко – заядлые охотники, но тут решили стать рыбаками, – улыбается руководитель предприятия. – Организовали предприятие, получили квоту на вылов и начали заготавливать рыбу.
ООО «Национальная община Лангки» – предприятие, которое он возглавляет уже 15 лет, имеет закреплённый рыбопромысловый участок и квоту для осуществления промышленного рыболовства. С помощью невода за раз промысловикам еще несколько лет назад удавалось вылавливать от трёх до пяти тонн рыбы.
– Сейчас объёмы сократились, – сожалеет Андрей Иванович. – На сегодняшний день средний улов составляет чуть больше тонны.
Сегодня в общине трудятся 15 человек, преимущественно рыбаки из села Шеркалы и посёлка Приобье. Рыбу ловят ежедневно. Процесс этот рутинный и энергозатратный.
– Раньше рыбак всегда думал о деле, – рассказывает Андрей Иванович. – Готовился, продумывал всё. А сейчас у многих на уме только выгода. Купил лодочный мотор и погнал. А это ведь неправильно. Рыбалка – это искусство. Рыбу ещё понимать надо.
«Отбить» денег на рыбном промысле – удел «рыбачков», считает он. Для настоящих профи рыболовство – это дело жизни:
– Мне кажется, что сложившаяся система нуждается в пересмотре. Надо позволить промысловикам делать шире шаг. В том числе, оказывать более существенную финансовую поддержку.
Чтобы обеспечить бесперебойную работу отрасли, а также стабильность поставок рыбопродукции на внутренний рынок региона, производственное предприятие общины сегодня нуждается в обновлении старого и приобретении нового оборудования. Кроме того, нужны кадры.
– Нам не хватает специалистов, – отметил Андрей Иванович. – Людей надо обучать, мотивировать. Проблем на самом деле достаточно. Но мы не отчаиваемся. Держаться на плаву помогает сознание того, что это наше любимое дело.
Национальная община «Лангки» – постоянный участник окружной выставки-ярмарки «Товары земли Югорской», последние годы неизменно входящая в число победителей.
«Лангки» представляет на выставке соленую пелядь, которую местное население называет
сырком, язя, леща холодного копчения, в упаковках – фарш из щуки. По словам Андрея Маремьянина, община разработала несколько технологий копчения.
Цифры и факты
Промысловики работают на основании установленных суточных норм вылова рыбы в разрешенные сроки. В последние годы промысловый вылов рыбы предприятием составляет от 60 до 80 тонн. В 2005 году этот показатель был значительно выше – около 200 тонн.
Опубликованных комментариев пока нет.