86.2195   $ 73.4721





Общество
0

Деньги следуют за потребителем

Читать «Новости Югры» в

Развитие социальной сферы страны обсудили в Ханты-Мансийске. Федеральные эксперты и представители 19 субъектов России изучили опыт реализации соцзаказа по таким направлениям, как занятость, паллиативная помощь и санаторно-курортное лечение, спортивная подготовка, применение социальных сертификатов при реализации образовательных программ.



Передовой регион
В течение нескольких дней в столице Югры проходил семинар-совещание «Модель управления пилотными проектами по реализации федерального закона о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных услуг в социальной сфере». Округ не случайно был выбран местом для его проведения. Наш регион имеет большой опыт реализации государственных услуг в сфере образования. В Югре увеличивается число негосударственных поставщиков, оказывающих социальные услуги, а также количество потребителей, обращающихся к ним.
Так, в сентябре 2019 года на Московском финансовом форуме Югра стала победителем конкурса Министерства финансов Российской Федерации «Апробация институциональных и управленческих механизмов предоставления государственных (муниципальных) услуг» в номинации, где оценивались эффективность региона, активность решений в части использования новых механизмов оказания услуг.
– На сегодня в регионе действуют 13 сертификатов, которые предоставляют гражданину право на выбор любого исполнителя: 2 в сфере образования, 11 в сфере социального обслуживания населения. В 2 раза увеличилась доля присутствия негосударственных поставщиков на рынках услуг социальной сферы – с 23 % в 2016 году до 49 % в 2020 году. Они участвуют в оказании 57 услуг. Ежегодно из бюджета округа передается более 2,5 млрд рублей негосударственным поставщикам для оказания югорчанам услуг социальной сферы. Каждый четвертый житель Югры выбрал для получения услуг негосударственного поставщика, – рассказала губернатор Югры Наталья Комарова. – Мы работаем по следующему правилу: потребителю должна быть обеспечена возможность выбора поставщика услуг. Требования и условия, предъявляемые к услуге, едины вне зависимости от поставщика.
Новые горизонты
В ходе совещания руководители департаментов физической культуры и спорта, социального развития, образования и молодежной политики, труда и занятости населения Югры представили окружной опыт в данной сфере. Также Наталья Комарова предложила внести изменения в приказ Минфина РФ, установив обособленные коды классификации расходов бюджета по исполнению социального заказа для казенных учреждений.
– В соответствии с федеральным законом исполнителями социального заказа в том числе являются казенные учреждения. Вместе с тем приказом Минфина для казенных учреждений коды классификации не установлены, – пояснила губернатор.
Кроме того, глава региона отметила, что в настоящее время у поставщиков, оказывающих услуги на дому, нет возможности получить по всем 5 критериям оценки качества максимальные 100 баллов. Так как среди критериев – наличие собственных либо арендованных помещений. Для создания равных условий для всех поставщиков губернатор предложила внести изменения в формулу расчета итогового показателя оценки качества организации надомного обслуживания.

Справка
Федеральный закон о социальном заказе позволяет отбирать исполнителей конкурентным способом: с помощью конкурса или сертификата.

   Алексей Лавров заместитель министра финансов Российской Федерации
- Год назад был принят закон о государственном и муниципальном социальном заказе. За прошедшее время на федеральном уровне была создана нормативно-правовая база. Все 16 пилотных субъектов РФ также приняли свои акты и приступили к реализации социального заказа в отраслях, установленных законом.
Югра всегда была лидером во внедрении новых форм оказания социальных услуг, была в числе пилотных регионов, по опыту которых готовился сам законопроект. Мы признательны округу за возможность собрать здесь все пилотные регионы и регионы, которые присоединились ко второй группе (это еще 13 регионов). Мы собрались, чтобы еще раз обсудить ход реализации закона и, самое главное, наметить пути входа в 2022-2024 годы, которые станут решающими для апробации нового механизма. Сейчас мы в основном работали над нормативно-правовой базой. На следующем этапе будем работать над финансовыми механизмами, использованием информационных технологий.
Для граждан появляется право выбора поставщика бесплатных услуг. Сейчас у нас в одних местах очередь, в других – невостребованные мощности, а перейти из одного учреждения в другое очень сложно. Внедрение социального заказа в форме социального сертификата позволит гражданину самому выбирать поставщика услуг. Конкурентная среда подталкивает их к тому, чтобы повышать качество, делать более разнообразными свои программы, и мы видим эти эффекты, в том числе и в вашем регионе.
   Елена Мухтиярова заместитель министра труда Российской Федерации
- Мы видим позитивные тенденции на рынке труда, количество безработных снижается. И для нас социальный контракт как раз важен с этой точки зрения. Через систему сертификатов безработный гражданин получает возможность выбрать любую, удобную для него, программу переобучения. Мы рассчитываем, что благодаря соцзаказу у нас появится больше партнеров – как среди коммерческих организаций, так и среди НКО.
   Азат Кадыров заместитель министра спорта Российской Федерации
- Новый закон интересен с точки зрения создания конкурентной среды, повышения качества услуг для населения. В сфере физической культуры и спорта мы сегодня находимся в пилоте со спортивной подготовкой. Следующим шагом будет внедрение в закон физкультурно-оздоровительной услуги. Это позволит людям, нуждающимся в государственной поддержке, получать качественные услуги с возможностью самостоятельно выбирать организации, которые их оказывают (а государство уже будет компенсировать им стоимость оказанных населению услуг).
   Алексей Охлопков первый заместитель губернатора Югры
- Закон действует уже больше года. Его основной принцип «деньги идут за потребителем». Здесь речь в первую очередь идет о предоставлении услуги, а не об освоении средств. Исходя из общих принципов конкуренции и повышения эффективности, это должно увеличить доступность и качество услуг. Потребители сами решают, где эти услуги получать.
   Юрий Южаков заместитель губернатора Югры
- За 2020 год только в сферу физической культуры и спорта было привлечено более 500 негосударственных поставщиков. «Красной нитью» через все тезисы проходит мысль, что мы не изымаем из государственного сектора какую-то часть услуг и не перемещаем ее в негосударственный сектор, не создаем для него отдельную, жесткую нишу. Концепция закона другая – создать между ними конкуренцию.
Определяя вид спорта для апробации, мы выбрали шахматы. Они распространены в нашем регионе, культивируются как базовый вид спорта. Очевидно, что апробацию закона не следовало перегружать дополнительными сложностями, например, теми, которые в силу специфики сопровождают спортивную подготовку в биатлоне или хоккее.
   Всеволод Кольцов заместитель губернатора Югры
- Ситуация с социальным заказом уже поменялась. Сегодня мы обсуждали реализацию закона в масштабах страны. Югра ранее использовала те механизмы, которые были оформлены в нем. Модели, которые применял округ, в определенной части легли в конструкцию закона. То есть наш опыт был тиражирован в масштабах страны.
При этом самоцели передать все в руки негосударственного сектора нет. Задача – создать конкурентную среду, чтобы услуга была доступной и качественной.

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен.

Теги статьи: #Гражданское общество

Автор текста: Алексей Нейман

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии