Отпечаток в сердце
– В детстве у меня был старенький школьный журнал и небольшая самодельная классная доска. Я любила играть в учителя: давала задания, ставила оценки. Иногда мы играли в школу, когда приходили гости, а порой я учила воображаемых учеников, – рассказывает Татьяна Анатольевна.
В ее семье не было педагогов – след в сердце оставили первые учителя. С особым теплом она вспоминает учителей русского языка и литературы и преподавателя биологии – это были яркие люди, которые умели заинтересовать своим предметом.
Решив стать педагогом, Татьяна Белых остановила свой выбор на младших классах:
– Мне очень нравится работать с маленькими детьми: они непосредственные, особенно первоклашки. Сначала ты с ними знакомишься, изучаешь характер каждого, а потом они все становятся такими родными.
Первую практику она помнит очень хорошо – в классе было 20 учеников. Сначала было сложно и страшно: ведь одно дело – теория, а другое – когда ты стоишь у доски перед классом. Но уже спустя неделю все встало на свои места: дети и учитель поняли, чего хотят друг от друга, взаимопонимание было достигнуто.
Свой первый класс, уже не как практикант, а как учитель, Татьяна Белых набрала в 2004 году – в Ханты-Мансийске, в школе № 1.
– Сейчас этим детям уже 21–22 года. Иногда встречаю своих бывших учеников и думаю: как давно это было! Этот класс оставил в моей душе добрые воспоминания, – продолжает она.
Сейчас Татьяна Белых ведет в школе № 7 третий «И» класс. Как говорит мама одной из учениц Юлия Гудкова, классу очень повезло с педагогом:
– Добрая, отзывчивая, радеющая душой за каждого ребенка. Мы очень благодарны ей за терпение и поддержку наших детей, за умение находить в каждом свой талант.
– Моя дочка не очень быстро усваивает знания, я переживала за нее, когда отдала в школу. Но к третьему классу у нас произошел большой прогресс, и я считаю, что в этом огромная заслуга Татьяны Анатольевны. Она нашла к девочке подход, и та перестала стесняться отвечать на уроках и домашние задания старается делать самостоятельно, – делится мнением мама еще одной ученицы Ирина Пуртова.
Профессионализм Татьяны Белых отмечают не только родители. В копилке педагога есть почетные грамоты и благодарственные письма, в том числе от департамента образования Ханты-Мансийска, от городского профсоюза работников образования, от школы № 1 за подготовку победителей муниципального уровня Всероссийской межпредметной олимпиады, и другие награды.
Сейчас Татьяна Анатольевна готовится к аттестации на высшую квалификационную категорию.
Важно найти золотую середину
Любимчиков у Татьяны Белых как таковых нет: она признается, что привыкает ко всем детям. Конечно, как и у любого учителя, у нее есть «палочки-выручалочки» – ученики, которые радуют старательностью, знаниями, и на них всегда можно опереться в ответственный момент. Также есть и «молчуны», к которым нужен другой подход, учитель это понимает и находит с ними общий язык.
На вопрос, какими личными качествами должен обладать педагог, Татьяна Анатольевна не задумываясь отвечает: он должен уметь находить золотую середину между мягкостью и строгостью. Ведь если с детьми постоянно держаться жестко, они будут бояться и могут совсем замкнуться в себе. Но и слишком мягкого учителя класс не будет воспринимать всерьез.
Она считает, что детей непременно нужно любить, уважать и, главное, понимать. Ведь у них, как и у взрослых, бывают проблемы. Поэтому педагог должен ко всему прочему быть и психологом:
– К третьему-четвертому классу я уже знаю особенности каждого ученика. Иногда смотрю на ребенка и вижу, что с ним что-то не так – отвечает хуже, чем обычно, либо ведет себя по-другому. Тогда стараюсь подойти, расспросить: может, что-то случилось в семье. Порой приходится разговаривать с родителями, чтобы понять суть проблемы.
С нерадивыми учениками Татьяне Белых приходится справляться по-разному – с одними помогают уговоры, на других магическим образом действует запись в дневнике о поведении. Своим ученикам она всегда внушает, что они учатся не для учителя или родителей, а для себя.
Учиться, чтобы учить
Сама Татьяна Анатольевна в школе училась прилежно, окончила ее с серебряной медалью, а институт – с красным дипломом. Да и сейчас она постоянно совершенствует свои знания:
– Педагоги постоянно учатся новому, посещают семинары. Например, не так давно мы изучали ведение социокультурных истоков. Сейчас нам предстоит осваивать переход на электронную форму учебников. Педагогу важно идти в ногу со временем.
Школьные будни, общение с коллегами и учениками, проверка тетрадей по вечерам уже давно стали неотъемлемой частью ее жизни.
– В последние три года я замечаю, что когда летом ухожу в отпуск, то плохо сплю: не хватает привычного ритма. Стоит выйти на работу – и сон становится нормальным. Школа действительно затягивает. Как это приятно, когда 1 сентября дети подбегают, говорят, что соскучились, у них такие родные лица! – признается педагог.
Уже через год ее ученикам предстоит пройти первое серьезное испытание – написать всероссийскую выпускную проверочную работу за четвертый класс. А затем Татьяну Белых снова ждут несмышленые лица, первое знакомство с новыми учениками. В общем, все как с чистого листа.
Кстати
К 2020 году в Югре создадут Центр развития непрерывного профессионального мастерства педагогов и три его филиала в муниципалитетах. Для них сейчас готовят преподавателей с привлечением федеральных экспертов. Планируется, что к 2024 году не менее 70 процентов югорских педагогов пройдут обучение в этих центрах.
Опубликованных комментариев пока нет.