Запрет снят, можно трудиться
Те, кому за сорок, прекрасно помнят, как после шестого урока те, кому на этот день выпадало дежурство по классу, немного завидовали одноклассникам, спешащим в раздевалку и домой. Предстояло поднять несколько не поднятых друзьями стульев, перевернув их вверх ножками на парты, сходить за водой и шваброй и распределиться с напарником: кто моет пол, а кто отмывает доску. И неизвестно, кстати, что было легче – так как доску мыть надо было так, чтобы ни одной белой полосочки не осталось, а тряпку полоскать до чистейшего состояния.
В общем, нам-то есть что вспомнить – в том числе летние так называемые отработки. Помню, траву косили серпами у одного из заводов в Павлодаре. Жара, сушь, сухие стебли голые ноги колют, а ты смеешься над новой шуткой пацана, который тебе нравится, и думаешь – а завтра снова сюда, на это бесконечное поле. И не грустишь от этого, а радуешься.
…Но это мы – те, из семидесятых-восьмидесятых. А как воспримут современные школьники то, что у них могут появиться новые обязанности уже с 1 сентября? Из законодательства уберут запрет привлекать к труду несовершеннолетних без согласия родителей. Принятый закон обязывает школьников участвовать в общественно полезном труде. В том числе – поддерживать чистоту и порядок в здании школы и на пришкольной территории.
По словам Ольги Казаковой, председателя комитета Госдумы по просвещению, ребята будут участвовать в различных мероприятиях, например высаживать деревья и цветы на пришкольной территории, оформлять класс к мероприятию, помогать в библиотеках и музеях. Главный аспект изменений – укрепление всей системы трудового воспитания в школах, начиная с моментов, которые связаны с чистотой в классе, в столовой, в спортивном зале и вообще на территории школы, до экологических акций и патриотических мероприятий.
– Такие моменты и вопросы соблюдения чистоты и порядка в образовательных организациях не должны зависеть от желания или нежелания кого-либо. Это элемент единого образовательного и воспитательного пространства. При этом обязательно будут учитываться возраст и особенности здоровья, – пояснила глава комитета.
Научат уважать чужую работу
О необходимости такого закона давно говорят родители и педагоги в разных регионах России, считающие, что ребенок научится уважать не только свой труд, но и работу других людей.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин инициировал в своем телеграм-канале опрос о поддержке инициативы об участии детей в общественно полезном труде у себя в школе. 88 % проголосовавших заявили, что поддерживают инициативу.
– Ученики в школах трудились всегда – мыли доски, убирали в классах, выходили на субботники, и всегда это считалось нормальным. Это помогает в том числе физиологическому развитию, это просто законы природы. А в последнее время бюрократия с обязательными письменными согласиями родителей приводила к тому, что педагоги руки опускали. И речь не только о том, чтобы собрать согласия, но и о том, чтобы выслушать всякое от несогласных, – говорит Маргарита Польнова, мать шестиклассника из Советского района.
Пусть работают. Так считает большинство родителей, понимая, что если ребята приведут что-то в порядок своими руками, то они будут это беречь, меньше ломать и пачкать. Да и школе придется меньше тратить на уборку и ремонт.
Радует родителей и то, что речь не идет о «принудиловке». Закон позволяет привлекать школьников к труду за рамками образовательной программы, то есть обязывать трудиться на благо школы во внеклассные часы. Точного списка занятий нет: школы будут определять его самостоятельно, соответственно, и ребята смогут выбрать занятие по себе.
– Вы знаете, я очень этому рад. О возврате к старой советской системе трудового воспитания не раз говорил президент. Если не ошибаюсь, это именно его инициатива. И это здорово – дети вновь начнут понимать, что такое труд, что такое любовь к своей малой родине – то, что в нас воспитывалось с детства, – говорит Владимир Воробьев, директор Нижненарыкарской школы Октябрьского района.
Вячеслав Володин председатель Госдумы
- Чтобы ребенок вырос настоящим гражданином, у него должно быть сформировано положительное отношение к труду. Только через труд можно воспитать отношение ко многим вопросам, которые потом ему понадобится решать.
Опубликованных комментариев пока нет.