×
Здоровье
0

Дистанционное обучение студентов: фактор риска или новые возможности?

Эпидемиологическая обстановка в России и мире создала новую реальность в сфере получения образования и дискуссии по поводу эффективности дистанционных форм обучения. Что касается качества дистанционного образования, то на этот вопрос сегодня ответить невозможно – время покажет. Но вопросы очень быстро изменившихся стереотипов взаимоотношений преподавателей и студентов высших учебных заведений в отношении их психологической адаптации к новым условиям обучения и рисков для здоровья требуют ответа сегодня и сейчас. Особенно в нашем регионе, который по мнению международного исследовательского центра по исследованию северных регионов Nordregio, относится к Арктической зоне РФ.

В северных регионах факторами риска, предрасполагающими к психическим заболеваниям и психосоматическим заболеваниям, относятся климатические особенности, ограничения общения и перемещения людей, монотонность обстановки, недостаток солнечного тепла и света. Дистанционное обучение студентов увеличило интенсивность общения в виртуальной реальности, что потребовало определенных усилий в достаточно короткое время, чтобы к этому адаптироваться.

В научно-исследовательской лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья» Сургутского педагогического университета более 12 лет проводятся психофизиологические исследования и изучаются психологические реакции студентов на условия обучения.

Ведущий научный сотрудник лаборатории Александра Щербакова защитила еще в 2010 году диссертацию по адаптации студентов в процессе обучения в педагогическом вузе, особенностям психических реакций на экзаменационный стресс при внедрении новых технологий обучения. После защиты диссертации Александра закончила Восточно-Европейский институт психоанализа по специальности психология, клиническая психология, психоанализ. Это позволило проводить и анализировать наши психофизиологические исследования на высоком уровне и, главное, давать аргументированные профессиональные рекомендации при выявлении факторов риска острого и хронического стресса.

В 2018 году проведено исследование «StopSTRESS», которое позволило выявить группу риска среди студентов СурГПУ с низкой стрессоустойчивостью и обучить их самодиагностике стресса, методам саморегуляции при тревоге в стрессовых ситуации. Применяемые нами методики имеют большое значение для профилактики суицида среди молодежи. По данным ВОЗ ежегодно каждый двенадцатый подросток пытается совершить попытку самоубийства. Все больше случаев суицида регистрируется в экономически благополучных странах Швеции, Норвегии, Дании. Суицидальная активность в 7-10 раз выше в северных регионах России, чем в средней полосе. С учетом наших исследований мы подготовили в текущем году методические рекомендации для образовательных организаций по профилактике суицида среди детей и подростков Югры по заданию департамента образования и молодежной политики ХМАО.

Наши студенты – будущие педагоги, и именно им предстоит обеспечить не только интеллектуальный потенциал, но и социальную стабильность России. Это требует специальной подготовки в области организации. Поэтому наши молодые научные сотрудники и аспиранты Виктория Чистова и Эльвира Рамеева, которые участвуют в исследованиях лаборатории, кроме медико-биологических специальностей, имеют второе высшее образование по специальности «управление персоналом». И это, безусловно, повышает уровень организационных мер и класс рекомендаций по результатам наших работ в области эффективности управления внедрения технологий по сохранению психического и физического здоровья по результатам исследований, проводимых коллективом нашей лаборатории.


Сотрудникам лаборатории представилась редкая возможность изучить психологические реакции студентов в период пандемии коронавирусной инфекции. Мы достаточно мобильно отреагировали на изменение условий обучения студентов, и уже в апреле-мае текущего года провели дистанционно с помощью анкетирования исследование психических реакций студентов на стресс при переходе на дистанционное обучение. С переходом на дистанционное обучение были связаны не только проблемы высокого психического напряжения в связи с активным освоением интернет-коммуникаций в режиме реального времени, но и материальные проблемы взрослой жизни, обусловленные выселением из студенческих общежитий для тех, кто там проживал в учебный период.

В исследовании приняли участие 102 респондента – бакалавры, магистранты и аспиранты различных факультетов и курсов обучения, которые дали информированное согласие на проведение тестирования.

Нами был использован комплекс общепринятых стандартизированных компьютерных методик, которые можно было применять и объективно оценивать дистанционно: физиологические реакции на стресс, текущие психические состояния (тревожность, фрустрированность – психическое состояние при несоответствии желаний имеющимся возможностям, агрессивность и ригидность – неготовность к жизненным изменениям в соответствии с новыми ситуационными требованиями), нервно-психическая устойчивость, личностный адаптационный потенциал, индивидуально-типологические особенности и показатели качества жизни (самооценка физического и психологического компонентов здоровья).

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» позволил на ряду с другими характеристиками, оценить личностный адаптационный потенциал (ЛАП) студентов - интегральную характеристику текущего психического состояния, отражающие психофизиологические и социально-психологические возможности в период адаптации.

Результаты нашего исследования показали, что реакция на изменение условий обучения зависела, главным образом, от личного адаптационного потенциала, определяющего успешность адаптации и вероятность сохранения психического здоровья.


45,1% студентов имели низкое значение личностного адаптационного потенциала, низкую адаптацию к изменяющимся условиям и требованиям, низкую нервно-психическую устойчивость, предрасполагающую к психологическим срывам и психосоматическим заболеваниям; 30,4% в целом были эмоционально устойчивы, при этом у них были возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности при определенных внешних условиях среды, 24,5% составили группу высокой и нормальной адаптации, которые легко адаптируются к новым условиям деятельности, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

У студентов с высоким личностным адаптационным потенциалом по сравнению с группами удовлетворительной и низкой адаптации были более выражены экстраверсия, спонтанность и лабильность; менее выражены физиологические реакции на стресс и нервно-психическая неустойчивость; менее выражены тревожность, фрустрированность, агрессивность и ригидность; более высокие показатели физического и психического компонентов здоровья при оценке медицинских показателей качества жизни.

Необходимо отметить, что если в апреле-мае все стороны образовательного процесса находились в состоянии, приближенным к острой стрессовой реакции, какой не возникает во время экзаменационных сессий, поскольку экзамены – эмоциональный, но по времени запланированный и ожидаемый процесс, то и реакции соответствовали острому стрессу.

На втором этапе исследования отмечена положительная динамика в отношении увеличения доли обучающихся нормальными нервно-психическими реакциями на стресс, наблюдается тенденция к адаптации, приспособляемости к изменяющимся условиям обучения.

Тем не менее, в условиях неопределенности, которые диктует нестабильная эпидемиологическая и социальная обстановка в регионе, угроза для психического здоровья обучающихся сохраняется.

Положительным моментом дистанционного обучения является формирование у будущих педагогов и других специалистов навыков самообразования, использования современных возможностей получения информации. Это повышает самооценку и ответственность за собственное будущее, профессиональную карьеру и личностный рост.

Педагог в своей профессиональной деятельности должен быть стрессоустойчив, иначе это грозит ему развитием психосоматических заболеваний. Группа риска развития психических и психосоматических заболеванийв изменяющихся условиях деятельности, и не только актуальной ситуации с коронавирусной инфекцией, - а в кризисных условиях вообще, лица с низким личностным адаптационным потенциалом. Именно у них следует целенаправленно формировать нервно-психическую устойчивость, навыки регуляции поведения, коммуникативных качеств, развивать целенаправленную активность и мотивацию, адекватную самооценку.

В условиях длительной изоляции на фоне пандемии коронавирусной инфекции студентам рекомендуется меньше пользоваться интернетом вне своих профессиональных интересов, связанных непосредственно с обучением, соблюдая компьютерную гигиену, контролировать качество и продолжительность сна, обращаться за профессиональной помощью при повышенной тревожности, раздражительности, агрессии, проявлениях депрессии. При появлении таких признаков необходимо обязательно обратиться к психологу. Только профессионалы могут оказать психологическую и фармакологическую помощь.

                               Марина Алексеевна Попова, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный работник здравоохранения Югры, Почетный работник высшего образования РФ, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья»


Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии