Последние новости

21:39

Журналисты из Нижнего Новгорода задали вопросы мигрантам на знание русского языка

21:34

Школьницу из Новосибирска подозревают в рассылке сообщений о теракте

21:28

Песков: в России нет планов блокировки мессенджера Telegram

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

21:23

В Ханты-Мансийске определили победителей «Стартап-тура» фонда «Сколково»

21:19

Боец из Югры отблагодарил добровольцев Гумкорпуса

21:15

Президент Путин по вопросу возврата смертной казни высказывался однозначно

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

21:09

В Югре 16-летний подросток ответит за ложное сообщение об акте терроризма

20:37

СКР: исполнителей теракта в «Крокус Сити Холле» финансировали с Украины

19:47

Школьник из Сургута выиграл конкурс по истории пожарной охраны России

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

18:35

В Югре в ходе профилактического рейда выявили 76 незаконно находящихся мигрантов

18:19

В Югре запустили бесплатный цифровой гид для туристов

17:50

В ЮГУ стартовал финал кейс-чемпионата «#Я_НЕФТЯНИК»

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости

Долг как высшая форма мотивации

Год назад – 25 января 2016 года - глава региона Наталья Комарова подписала распоряжение о назначении Алексея Викторовича Шипилова заместителем губернатора Ханты-Мансийского автономного округа. С того времени Шипилов курирует в правительстве Югры вопросы внутренней политики, государственной гражданской службы и кадров, общественных и внешних связей. А в канун Нового года губернатор повысила своего «замполита» до статуса первого заместителя. В интервью, Алексей Шипилов подвел итоги года работы за первый год и ответил на вопросы о многих аспектах работы первого заместителя губернатора Югры.  

МЕХАНИКА ВЛАСТИ

- Алексей Викторович, вокруг вашего назначения было много пересудов. Многие считают вас протеже депутата окружного парламента Алексея Андреева. Другие отводят ключевую роль неким покровителям в администрации президента. Третьи утверждают, что Наталья Владимировна Комарова сама вас «заметила» без всякого вмешательства извне. Какая версия ближе к правде?

- В любом регионе отбор на должность заместителя губернатора, который курирует идеологический блок, проходит по сложной процедуре. Это длительный процесс, в котором действительно задействована администрация президента. Но окончательное решение всегда принимает первое лицо субъекта. Моя история не была исключением.

- Вы были не один в пуле кандидатов?

- Кандидатов было несколько. Сколько – доподлинно мне не известно. Предполагаю, не менее семи человек. Если говорить о причинах попадания в этот пул, то, вероятно, ключевую роль сыграла моя деятельность на территории округа в последние годы. С одной стороны – в качестве политолога, политтехнолога, с другой – в качестве общественника, представителя некоммерческих структур.

То, что я курировал социальные проекты и целый ряд направлений общественно-политической активности депутата Андреева, сделало меня вхожим в кабинеты руководителей разных уровней. Широкий круг уже налаженных личных контактов в «коридорах власти», наверное, был плюсом. Наконец, как мне представляется, важную роль в том, что мою кандидатуру стали рассматривать, сыграл успешный кейс по управлению политическими процессами в Мегионе в 2015 году.

- Открытые праймериз и выборы городских депутатов?

- Речь не только о выборах в думу, было решено сразу несколько задач. Важно то, что мы достигли всех результатов, которые поставили на старте. И, кстати, я могу вам честно сказать, что мой предыдущий руководитель, Алексей Андреев, мягко говоря, был не в восторге, когда узнал, что мою кандидатуру рассматривают на пост заместителя губернатора. Лишиться в моём лице верного помощника, соратника, с которым он проработал почти 10 лет, в его планы не входило.

- То есть, лоббирование с его стороны – это домыслы?

- Это обывательские фантазии. И дело вообще не в персоналиях. Система по-другому работает. Теперь я вижу это уже изнутри. Не скажу про другие регионы, но в ХМАО «продавливание» на высокий пост человека, не имеющего достаточных компетенций, сегодня в принципе невозможно. Губернатор имеет все для того, чтобы собрать, проанализировать информацию, и самостоятельно принять кадровое решение, которое считает нужным.

1.jpg

- Алексей Викторович, как вас встретили коллеги и подчинённые в правительстве ХМАО? Чего было больше? Отзывчивости и стремления помочь освоиться в новом качестве или настороженности, а то и готовности при случае толкать палки в колёса?

- Никакого дискомфорта я не почувствовал. Наоборот, я очень благодарен коллегам по правительству за то, что практически все охотно помогали мне советами, консультациями. В команду нашего губернатора входят разные люди, с разными темпераментами. Но всех объединяет доброжелательность, интеллигентность. С такими людьми комфортно общаться и взаимодействовать. Служебные разногласия, конфликты, как правило, не проецируются на личное общение. Конечно, был период «притирки», но я не фокусировался на мелких проблемах.

- Вы заняли пост заместителя губернатора ровно год назад. За это время никогда не возникало мысли: «И зачем я в это ввязался»?

- Нет, не возникало. Возможно, такие мысли могли появиться, если бы не та поддержка, которую Наталья Владимировна оказала мне с самых первых дней. Причём выражалась эта поддержка не в чрезмерной опеке, которая, вроде бы, была логична с учётом недостатка у меня опыта аппаратной работы, скорее наоборот. Мы договорились, что я буду наделён всеми полномочиями, всеми рычагами для решения тех задач, которые будут передо мной поставлены. Отчитываться буду по конкретным результатам. Высокий уровень доверия в сочетании с высоким уровнем «спроса» - меня такая формула вполне устраивает, такой стиль взаимоотношений всегда считал оптимальным.

- То есть, в выборе методов достижения поставленных задач – полный карт-бланш?

- Я бы сформулировал по-другому. Мне дают в полном объёме ощутить собственную ответственность и реализовать своё видение достижения результата. И я в достаточной для этого мере автономен в принятии управленческих решений.

- Можете вспомнить самые трудные, может быть, драматичные моменты, когда груз возложенной на вас ответственности чувствовался особенно явно?

- Самое трудное в этом контексте, пожалуй, принятие кадровых решений. Это как раз мой блок, и это колоссальная ответственность. Когда ты знаешь, что сейчас пойдёшь к губернатору и будешь рекомендовать чью-то кандидатуру, например, на руководящую должность в муниципалитете. И от этого решения будет во многом зависеть судьба целого города или района. Конечно, будет ещё решение губернатора, будет голосование депутатов, но ты стоишь у истоков процесса. Тут волей-неволей приходится крепко задумываться.

А, вообще, колоссальные нагрузки и ответственность – по сути, непрерывное, рабочее состояние. Конечно, служба непростая, в бешеных ритмах. Она требует больших затрат времени, сил духовных и физических. Переживаю, что очень мало времени приходится уделять семье, близким. Но, в то же время, работать очень интересно. И это с лихвой компенсирует все издержки. А когда есть реальные результаты, не возникает поводов думать, «куда я попал». Возникает другое - уверенность, что ты на своём месте. - Но! Ты должен ежедневно и ежечасно подтверждать это, чтобы тебя уважали не за статус, а за твои профессиональные качества, за результаты, за умение справляться с проблемами и организовать работу, настроить систему так, чтобы эти проблемы больше не возникали. Должен! А понятие долга, как пишут в умных книжках – высшая форма мотивации. Может быть, это пафосно звучит, но, когда накапливается усталость и наступают действительно трудные моменты (а такие, конечно, бывают), то я думаю именно об этом. О чувстве долга, который есть не что иное, как обратная сторона ответственности.

ФУНДАМЕНТ СТАБИЛЬНОСТИ

- Все ваши публичные выступления характеризуют вас как человека со стратегическим, системным мышлением. Какие задачи вы ставили себе в январе 2016 года, какие задачи поставила перед вами губернатор, и чего в итоге удалось достичь?

2ipoo0rmiqg.jpg

- Первая тактическая задача, которую я сам себе ставил – понять весь функционал, найти алгоритмы принятия эффективных решений в рамках своей зоны ответственности. Если угодно, выжить и освоиться в системе. Этот этап был пройден уже в первые месяцы.

Вторая задача, решением которой занимался в течение всего 2016 года, тоже формально тактическая, но тесно увязанная с общей стратегией внутренней политики – это, конечно, выборы. Провести избирательную кампанию так, чтобы ни у кого из участников процесса не возникало сомнений в открытости, конкурентном характере выборов и легитимности вновь избранных органов власти. Мы успешно с этой задачей справились. При этом надо понимать, что Югра была единственным регионом в Российской Федерации с таким количеством выборов, которые у нас в сентябре состоялись. Нигде, ни в одном регионе такой «плотности» выборов в один день не было. И все, кто со стороны пытается за что-то нас критиковать, они просто не понимают этого вызова, потому что они никогда с ним не сталкивались. Девять бюллетеней на некоторых территориях получали избиратели на участках! И вся система, политическая, административно-техническая эту колоссальную нагрузку выдержала.

Следующая важнейшая задача 2016 года – выборы октября-ноября, которые последовали сразу после сентябрьского голосования. Речь об избрании новых глав депутатами в муниципалитетах, переходе от «двуглавой» системы управления к единоначалию в лице вновь наделяемых полномочиями глав. У нас, за исключением нескольких территорий, фактически сменился весь менеджмент в системе местного самоуправления. И это было сделано практически без конфликтов, что также явилось во многом следствием прозрачного характера выборов 18 сентября.

- А какие цели видите перед собой на ближайшую перспективу?

- Ключевая, сквозная, стратегическая цель – повышение стабильности всей социально-политической жизни на территории округа. А достижение этой цели лежит, на наш взгляд, прежде всего, в повышении эффективности работы органов власти. От качества управления зависит и социальное самочувствие населения, и отношение людей к власти, и рейтинги губернатора, и, в конечном счёте, та самая стабильность, понимаемая как отсутствие потрясений и грамотное использовании имеющихся ресурсов для реализации возможностей развития.

Важный момент: качество управления должно оцениваться не по умению власти «разогнать» систему раз в пять лет накануне выборов, а потом впасть в «анабиоз» до следующей выборной «встряски», а по способности эффективно действовать в постоянном, ежедневном режиме. Не предвыборные «очки», накрученные шумными акциями, а устойчивый авторитет власти, сформированный повседневной практикой, должен быть залогом стабильности политической системы.

Чтобы донести это понимание до всех государственных и муниципальных служащих, департамент внутренней политики работает сейчас над документом с рабочим названием «Концепция обеспечения социально-политической стабильности в регионе».

Но это не единственная концепция, над которой мы работаем. Фундаментальные основы для дальнейшего движения вперёд мы прорабатываем по каждому направлению деятельности. Например, в сфере кадровой политики это будет концепция развития на территории округа человеческого капитала. Там вообще есть самые настоящие ноу-хау. Например, одним из решений предлагается создание нового подразделения в правительстве округа – управления по организационному развитию. Это такая попытка применить технологии бизнеса для повышения эффективности органов власти. Результатом деятельности такого управления может стать тщательно выверенная структурно-функциональная схема органов управления, которую мы сможем рекомендовать на любом уровне власти. Не секрет, что сейчас, к примеру, в муниципалитетах, как в той пословице – в каждой избушке свои погремушки. Где-то есть управление по инвестициям, где-то нет. Где-то органы муниципального контроля собраны в одно управление, где-то разбросаны по ведомствам. У кого-то культура объединена с молодёжной политикой, у кого-то – с образованием. И так далее. Унификация таких схем привела бы к оптимизации властных структур, от чего и потребители государственных и муниципальных услуг, то есть, граждане выиграют, и бюджетные средства можно будет сэкономить. Подчеркну - пока это проект. Но первая редакция документа уже готова, она получила положительные отзывы экспертов в аппарате полномочного представителя президента в УрФО, в администрации Президента РФ.

По линии департамента общественных и внешних связей разрабатывается новая концепция информационной политики. Недели через две начнём обсуждать уже сформулированный после ряда совещаний текст. Документ крайне важный. Он определит не только цели, задачи и ожидаемые результаты информационной политики, но и конкретные механизмы её реализации, методы оценки эффективности расходования бюджетных средств, формы взаимодействия органов власти и СМИ. Последние уже давно ждут от нас понятных правил игры.

Не предвыборные «очки», накрученные шумными акциями, а устойчивый авторитет власти, сформированный повседневной практикой, должен быть залогом стабильности политической системы.

- А как вы реагируете на информационные «вбросы», которыми порой атакуют и губернатора, и лично вас?

- Дорожащие своей репутацией СМИ, как правило, этим не занимаются. А по отношению к представителям «псевдожурналистики», которые промышляют тем, что я называю информационным рэкетом, моя позиция чёткая и недвусмысленная. Власть не должна потакать шантажистам, которые стремятся делать деньги на угрозах дестабилизации общественных настроений. С теми, кто возомнил себя «информационным террористом», надо и вести себя как с настоящими террористами - никаких переговоров. Я уверен - органы власти в Югре могут себе позволить игнорировать любые информационные «атаки». У нас вполне зрелое общество, которое способно отличать "информационный мусор" от нормального источника информации.

СИНЕРГИЯ ОБЩИХ ДЕЙСТВИЙ

- У вас большой опыт работы в «третьем секторе» - благотворительном фонде, общественных проектах. И незадолго до своего назначения вы с горечью отзывались об НКО как о людях, которым власть выделяет место лишь «в последнем ряду», не видя в их лице полноправных партнёров. Что изменилось в этом плане за год?

- Здесь очень много работы ещё впереди. Но уже произошла ротация состава Общественной палаты Югры. Я активно принимал участие в формировании её нового состава. Он обновился на две трети и сильно помолодел. С новым председателем, Ириной Максимовой, мы обговорили основные подходы к дальнейшей работе. Договорились, например, о том, что количество заседаний не будет считаться показателем результативности. Общественники должны работать «в поле», фиксировать сигналы от жителей, способствовать взаимодействию граждан и власти, формировать эффективную систему общественного контроля по основным направлениям работы.

Департамент общественных связей занимается сейчас формированием ещё одной концепции, о которой я не упомянул - внутренних и внешних коммуникаций. Эта концепция, помимо прочего, будет способствовать ориентации гражданского сектора на понимание и создание своего ценностного социального продукта. Что является результатом деятельности каждого НКО? Восстановленный памятник, обеспеченные необходимым нуждающиеся семьи, получивший деньги на операцию ребёнок, проведённая выставка, созданный рок-клуб и так далее. В эту концепцию будут «зашиты» специально разработанные критерии и подходы к оценке эффективности некоммерческих организаций. Те, кто сумеет показать ценность производимого общественного продукта, смогут рассчитывать на помощь от государства – организационную, просветительскую, финансовую и так далее. Ценность такого сотрудничества для власти – в синергии, объединении усилий на достижение общих задач. И, опять-таки, всё это будет служить достижению общей стратегической цели – поддержания стабильности и развития.

«Политический блок – это не выборы. Это вся система управления регионом»

- Курс на отказ от прямых выборов глав муниципалитетов - насколько он правильный с точки зрения пробуждения общественной инициативы? Можно ли рассчитывать на доверие людей по отношению к окружной власти, если эта власть не доверяет людям выбрать самим себе градоначальников?

- Давайте я отвечу не как заместитель губернатора, а как управленец и просто как гражданин. Можно долго философствовать на эту тему, только какой от этого прок? Система государственного управления, сложившаяся в России, предполагает высокую долю ответственности региональной власти за всё, что происходит на территории региона. И совершенно логично в такой ситуации обеспечить губернаторов рычагами влияния на происходящее в муниципалитетах. То, что прямые выборы руководителей местного самоуправления автоматически гарантируют высокий уровень доверия к власти – ложный посыл. Мы знаем примеры, которые как подтверждают, так и опровергают этот тезис. Людям, по большому счёту, не так важно, каким образом глава местного самоуправления был наделён полномочиями. Им важно, чтобы дороги ремонтировались, жильё строилось, мусор вовремя вывозился, новые школы открывались, предприятия не банкротились, чиновники взятки не брали и так далее. Чтобы в муниципалитете был хозяин, эффективно решающий стоящие перед ним задачи. Чтобы все чувствовали положительный результат от деятельности власти. А для этого уровень подготовки руководителя муниципалитета должен быть колоссально высок. Можно ли определить наличие соответствующих компетенций, любуясь на предвыборные плакаты кандидатов? Вопрос риторический. Я скажу больше. На данном этапе развития общества, самой результативной, возможно, могла бы стать система прямого назначения глав. Но - при одном условии! Если суметь прежде выстроить качественную систему подготовки и отбора и кадров для местного самоуправления, когда кандидатом на должность главы можно будет стать, лишь пройдя сложный многоступенчатый отбор, вплоть до специального тестирования на профпригодность. Одним словом, весь вопрос в том, к чему мы стремимся – к результату в виде реального улучшения качества жизни населения или к формальному следованию каким-то теоретическим постулатам.

Всё, о чём я говорю, вовсе не отменяет возможности в перспективе возвращения к прямым выборам глав. Если такой шаг станет рациональным в условиях каких-то изменений в экономике, политической жизни в масштабах округа или всей страны. Но сегодня это - не тот вопрос, на дискуссии вокруг которого сейчас стоит тратить время. По выборам губернатора решение принимают депутаты окружной думы. Предлагаю уважать их мнение, уж коли мы сами делегировали им право такие решения принимать, проголосовав за них на выборах. При этом, если, скажем, через месяц назначить прямые выборы главы региона жителям, я ни на секунду не сомневаюсь в их результате. Если бы Наталья Владимировна Комарова приняла в участие в таких выборах, её победа была бы безоговорочной при наличии любых соперников.

- Спасибо за интересную беседу.

 

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

21:39

Журналисты из Нижнего Новгорода задали вопросы мигрантам на знание русского языка

21:34

Школьницу из Новосибирска подозревают в рассылке сообщений о теракте

21:28

Песков: в России нет планов блокировки мессенджера Telegram

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

21:23

В Ханты-Мансийске определили победителей «Стартап-тура» фонда «Сколково»

21:19

Боец из Югры отблагодарил добровольцев Гумкорпуса

21:15

Президент Путин по вопросу возврата смертной казни высказывался однозначно

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

21:09

В Югре 16-летний подросток ответит за ложное сообщение об акте терроризма

20:37

СКР: исполнителей теракта в «Крокус Сити Холле» финансировали с Украины

19:47

Школьник из Сургута выиграл конкурс по истории пожарной охраны России

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

18:35

В Югре в ходе профилактического рейда выявили 76 незаконно находящихся мигрантов

18:19

В Югре запустили бесплатный цифровой гид для туристов

17:50

В ЮГУ стартовал финал кейс-чемпионата «#Я_НЕФТЯНИК»

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости