×
0

Долгий путь к себе

Об особенных детях, чутких педагогах и трудолюбивых родителях.


Комплексной поддержкой по развитию и адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в округе охвачено более 600 семей. В каждую из этих семей в свое время пришло осознание, что их ребенок отличается от сверстников. 

 Мы расскажем о тех, кто столкнулся с такой ситуацией, не сдался и не стал замалчивать проблемы, но в тесном взаимодействии трудится ради одной цели - научить особенных детей не бояться внешнего мира, общаться с людьми и развивать свои навыки и таланты. 

Не оценивай - научи
В Нижневартовске c 2008 года действует региональный благотворительный фонд помощи детям «Лучик света». Одним из отделений фонда является детский центр для особенных ребят. У педагога центра Олеси Гаизовой мы узнали, что конкретно понимается под ментальными нарушениями и как действовать родителям, впервые столкнувшимся с их проявлениями у ребенка. В детском центре фонда Олеся Васильевна работает второй год, с детьми с РАС - четыре года. Она специализируется на умственном развитии и адаптации к жизни в социуме ребят с ментальными нарушениями. Обычно они проявляются в нарушении психического состояния, боязни окружающего мира и социума, интеллектуальном отставании, проблемах с вниманием, памятью, мышлением, речью. Степень проявления тех или иных нарушений может быть разной, но в случаях с РАС, если это возможно, главная цель - научить детей общаться, иногда с помощью жестов, сформировать социально-бытовые навыки.
- Многие родители на первых порах не знают, что делать с особенными детьми, как с ними наладить общение. А нужно делать все то же, что и со всеми детьми, - любить, несмотря ни на что, не допускать сравнения, радоваться каждому достижению, ведь зачастую они очень творческие. Не порицать за неловкость. Не оценивать неудачи как нежелание или проявление сложного характера, а осознать, что ребенку нужна помощь, - делится педагог.

 Жить в социуме
В такой ситуации немногие родители готовы сразу принять необходимость сторонней помощи, в этом случае они могут потерять драгоценное время. 
- Если в полтора-два года нет лепета и ранних звуков - это повод задуматься. Большинство детей с РАС не любят, когда их прижимают к себе, крепко обнимают. Они часто перебирают пальцами, им не нравится шум, звуки музыки, они не интересуются игрушками. Если игнорировать такие признаки, то можно потерять главный ресурс - время. Никто не вечен, и научить детей жить в социуме, ориентироваться - основная задача родителей. Работа с педагогом поможет озвучивать просьбы, одеваться и есть самостоятельно. Как только узнали диагноз, не нужно бояться, не нужно прятать ребенка от социума, а нужно искать специалистов и узнавать, какая помощь требуется в конкретном случае.
Порой мамам, которые видят некоторые особенности в поведении своих детей, говорят, что все пройдет и наладится. Так вышло с сыном Александры Басовой. С ребенком она начала заниматься после прохождения специальной комиссии. До этого опасениям Александры не верили ни специалисты, ни знакомые. Все изменилось, когда опытный врач, увидев, как мальчик сидит в углу комнаты, перебирая колесики игрушечной машинки, сказала: «Мама, готовьтесь! У вас впереди долгий путь». Даже начав работать с сыном в 3 года, Александра жалеет о потерянном времени. Совсем скоро мальчику исполнится 7 лет, и он готовится пойти в школу. Благодаря занятиям с Олесей Гаизовой в «Лучике света» ему удалось многому научиться.
- Мы начали заниматься в 3 года, а это уже довольно поздно по меркам работы с особенными детьми. Часто я вижу, как мамы приходят на занятия с малышами от полутора лет, и это приносит свои плоды. Хочу посоветовать родителям не бояться, доверять своему чутью. Если им кажется, что ребенок не проявляет интереса к внешнему миру, замыкается, не повторяет за ними движения, следует насторожиться. Лучше подтвердить свои опасения у специалистов, чем потерять время, которое можно провести в работе с педагогами, достигая результатов, - рассказала Александра.
Нужен ресурсный центр
Подтверждает это и Елена - мама 7-летнего Эльдара. На первое занятие к Олесе Гаизовой он пришел, не умея разговаривать, сегодня в арсенале мальчика не только слова, но и предложения. 
- Благодаря работе с Олесей Васильевной мы узнали, сколько всего может знать и уметь наш сын. Теперь я и сама смотрю на него иначе, вижу, насколько он может быть самостоятельным. Мы действительно много трудимся ради этого, - говорит Елена.
Работе с сыном Елена посвящает много времени, пробует различные методики, в том числе сеансы плавания с дельфинами в Крыму. С другими родителями, оказавшимися в похожей ситуации, она постоянно на связи. Такое общение позволяет обмениваться новыми знаниями и опытом.
В детском центре фонда «Лучик света» заниматься можно по индивидуальной программе, причем на бесплатной основе. Современных методик работы с детьми довольно много. Мамы, с которыми мы общались, посещают и дополнительные занятия платно, так как не все методики доступны по ИПСУ. В планах у родителей - создание ресурсного центра в Нижневартовске, где перечень услуг будет расширен, и, помимо ребят, помощь в них смогут получать родители. Подобные центры есть в Сургуте и Ханты-Мансийске. О своей инициативе родители уже заявили письменно, собрав подписи, и устно - в ходе онлайн-встречи с губернатором Натальей Комаровой. Предложение взяли на заметку и обещали, что возможность появления такого центра будет рассмотрена.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии