×
Культура
0

Долгой жизни вековечный танец

Читать «Новости Югры» в

Сегодня в нашей рубрике будет не обычная книга, не художественная проза, а научный труд – «Долгой жизни вековечный танец»: реинкарнация в контексте мифоритуальных традиций обских угров». Эта книга в числе прочих была представлена авторскому коллективу «Академической истории Югры». Она посвящена духовной жизни коренных народов Севера, их верованиям и философии.



Автор – Татьяна Волдина, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (Ханты-Мансийск).
Мы надеемся, что эта книга будет интересна широкому кругу читателей, тем, кто интересуется мифами, легендами, краеведением и историей. Ведь особое место в труде уделено представлениям северных народов о переселении душ, или реинкарнации.

Необходимое пояснение
Если верить некоторым СМИ, то много случаев реинкарнации зафиксировано в Индии, что совсем неудивительно: множество верований, религий, долгая история страны. Ханты, жители Севера, тоже верят в переселение душ. Об этом впервые я услышал несколько лет назад от сына легендарного хантыйского лингвиста Николая Терешкина – Сергея – на вечере памяти его отца. Сергей Николаевич сказал, что этот северный народ считает, что духи предков потом воплощаются (вновь рождаются) в потомках в своем роду. И кстати, тому есть многочисленные свидетельства. Много их в книге «Долгой жизни вековечный танец»: реинкарнация в контексте мифоритуальных традиций обских угров».
Еще один немаловажный момент. Название этой книги прозвучало на конференции (состоялась два года назад) по подготовке восьмитомного труда «Академическая история Югры».
– Наш институт – единственное в округе специализированное учреждение по исследованию и сохранению обско-угорских языков, – рассказала директор Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, кандидат исторических наук Виктория Сподина. – И его задача – дать возможность самим носителям языка изучать свою традиционную культуру, этническую историю, нематериальное культурное наследие.
По ее словам, для «Академической истории Югры» интересными будут работы сотрудников института по истории финно-угроведения в Ханты-Мансийском автономном округе, истории среднего специального образования в 1930–1950-е годы, истории городской повседневности в XIX веке, истории путешествий по Югре в XIX – начале ХХ века, история строительства Ханты-Мансийска.
– Нашим сотрудником, представителем казымских ханты, долгое время разрабатывалась история Казымского восстания 1931–1934 годов, изданы две монографии. И это исследование продолжается, – отметила Виктория Сподина.
Здесь же был и упомянут научный труд «Долгой жизни вековечный танец»: реинкарнация в контексте мифоритуальных традиций обских угров».
В аннотации к монографии написано, что она адресована специалистам в области антропологии, культурологии, истории, философии, а также всем интересующимся вопросами духовной культуры, традициями, мифологией и обрядностью финно-угров и народов Сибири.
«Изучение системы представлений обских угров о душе и ее реинкарнации помогает глубже понять характер обско-угорских традиций, раскрыть суть многих обычаев, осмыслить ритуально-обрядовую сферу хантов и манси в целом», – пишет Татьяна Волдина.
Именно с этой точки зрения – сохранения культурного наследия народов Севера, их быта, уклада – мы и будем листать эту книгу. А верить или не верить в реинкарнацию – личное дело каждого.

На Севере случаются очень интересные истории
Большая часть книги посвящена верованиям коренных северян. Вы в первую очередь узнаете об огне «как связующем и трансформирующем начале» и воде как «силе жизни и царстве смерти». Человеку с философским и научным складом ума будут интересны пространственно-временные модели мироустройства обских угров, их представления о древе жизни, богине-матери, которая является в образе птицы, а также о пантеоне вершителей людских судеб.
А любителям необычных историй, паранормального будут интересны свидетельства о перевоплощении душ, которых в книге достаточно. Позволим себе привести некоторые выдержки из труда уважаемого автора.
«Наблюдается большое сходство между умершим и ребенком, в которого перешла его душа, – говорится в книге. – Примеры удивительных физических совпадений, связанных с увечьями, собраны Э. Рутткаи-Миклиан. На руках бабушки и внучки, в которой возродилась душа бабушки, «были отметины одинаковой формы, и к тому же бабушка, умирая, прокусила свой язык, и с девочкой произошло то же самое».
Или: «Девочка – инкарнация женщины, разорванной медведем, – родилась в синяках, а другая – инкарнация той, у кого ноги были в ранах, – с ранами на ногах. Труп утонувшего смогли найти с большим трудом при помощи крючка, который повредил ему губы. После этого он возродился в мальчике-родственнике с заячьей губой».
Еще случай, тоже довольно любопытный. Интересно, кто кого воспитывает здесь? И еще вопрос к читателю: вас тоже воспитывали ваши дети? Если вспомнили, то посмотрите этот фрагмент:
«Н. В. Рандымова из Казыма рассказала о дочке, в которой, как считают, воскресла ее свекровь. Та была большой мастерицей и при жизни многому научила невестку. Однажды, когда Наталья Викторовна вместе с трехлетней дочерью готовила берестяные кузовки к сезону сбора ягод, дочка вдруг пожурила мать: «Ты неправильно делаешь завязки. Когда я была большой, я много таких кузовков делала, но лучше, чем ты!»
Принципы реинкарнации у обских угров
Я бы хотел привести в статье некоторые принципы реинкарнации у ханты (об одном принципе – физическом сходстве людей, в которых воплотилась душа одного человека, – мы уже сказали).
– Потенциальная возможность реинкарнироваться есть у всех душ. Причины, по которым не происходит реинкарнация, могут быть следующие. Если при жизни человек был скальпирован врагами (судя по героическим сказаниям, такое практиковалось в период военной активности), то его душа насильно лишалась возможности возродиться в следующей жизни.
– Душа умершего воплощается как по отцовской («по крови»), так и по материнской («по молоку») линии. Повсеместно у обских угров отмечается, что трансмиграция душ происходит в своем роду, то есть в детях реинкарнируются, как правило, души родственников по линии отца, но также могут «воскреснуть» родственники и по линии матери.
– Реинкарнация мужчины может произойти в пяти младенцах, женщины – в четырех.
– Душа предка сама выбирает себе новое тело. Чаще всего реинкарнация происходит у тех, к кому покойный испытывал особую симпатию. Среди тех, «к кому тянуло», могли быть не только близкие родственники, но и те, кто состоял даже в отдаленном родстве.
– Реинкарнация происходит после смерти за период времени, равный прожитой жизни умершего человека. Если возрождение не произойдет за этот период, душа исчезает окончательно. Об этом свидетельствуют и материалы по казымским ханты. Они считают, что безродные души «устают» в поисках тех людей, в которых можно было бы «воскреснуть». В случае если реинкарнация не произошла в определенный период времени, их энергетический поток иссякает, растворяется в духовном пространстве.
Как видим, духовная жизнь коренных народов очень насыщенна! Мы не будем вдаваться в подробности, книгу можно найти и прочитать. Уверяю, она будет очень интересна и материалистам, и идеалистам, и верующим, и неверующим, и христианам, и мусульманам, и представителям других религий: уникальные факты, интереснейшие легенды, поучительные эпизоды из жизни коренных народов Севера.
Будем надеяться, что материал, представленный в труде югорского ученого, займет достойное место в «Академической истории Югры». Ведь мы знаем, что не только экономика, политика и быт определяют народ, но и его духовная жизнь, традиции и философские воззрения.

Об авторе



Татьяна Владимировна Волдина – кандидат исторических наук, заслуженный деятель науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (Ханты-Мансийск).
Окончила исторический факультет Уральского государственного университета имени А. М. Горького (1993), аспирантуру Томского государственного университета (2000). Автор более 120 научных публикаций по различным вопросам традиционной культуры ханты, в том числе «Библиографического указателя по фольклору хантов (1880–1999 гг.)» (Томск, 2000) и монографии «Хантыйский фольклор: история изучения» (Томск, 2002).
Область научных интересов: традиционное мировоззрение, шаманские традиции и народная медицина обских угров.
Член Ассоциации медицинских антропологов.

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен, Viber.
Комментарии (0)

Авторизуйтесь, или оставьте