Жители разных регионов России очень любят ругаться на то, какие плохие у них дороги.
Югорчане же по такому ворчанию очень легко вычисляют приезжих – мол, если человек ругается на наши дороги, это он не со зла, просто не знает, как было раньше. А раньше их просто не было.
Югра времен нефтяного освоения – регион речной. Все грузы привозились баржами или, если срочно, – вертолетами. Дорог в привычном понимании этого слова здесь не знали: если в каком-нибудь среднерусском селе можно веками ждать асфальтированного шоссе, но при этом с успехом пользоваться грунтовой дорогой, то в наших болотах это было попросту невозможно.
Старожилы помнят, как добирались в отпуск «на материк» платформы, паромы, в лучшем случае – понтонные переправы. В очередях на эти переправы можно было томиться часами. Помнят и то, что когда-то путь из Пыть-Яха в Ханты-Мансийск занимал почти сутки, а не три часа, как теперь. Не было дороги из Нижневартовска в Мегион.
Дорожная сеть, как и многое другое, активно начала строиться в Югре в последние двадцать лет. На смену разбитым бетонным плитам впервые пришли современные магистрали. Были построены дороги, связывающие крупнейшие города округа – Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, Нягань, Югорск и другие. Прекрасные мосты через Обь и Иртыш связали воедино западную, центральную и восточную части округа. Сейчас по мосту в районе Сургута ежедневно проезжает около 16 тысяч машин. Это означает, что, перекрой его хоть на сутки, пробка растянулась бы на сто километров.
Правительство Югры при поддержке фракции «Единой России» в окружной думе ежегодно выделяет десятки миллиардов рублей на дорожное строительство. Особенно бурно развернулось строительство в последние пять лет: за это время в округе было построено и реконструировано почти 700 километров дорог. Мы, наконец, построили на территории Югры Северный широтный коридор, пересекающий округ с запада на восток, – теперь можно легко попасть как в Свердловскую, так и в Томскую области. Особенно сложным и важным объектом на этом пути стал мост через Вах, открытый в 2014 году. Связали с «материком» поселки Октябрьского и Белоярского района – от Андры до границы с Ямалом протянулось асфальтовое полотно.
Уже сейчас там, куда дотянулись дороги, можно увидеть зримые изменения. В частности, приход больших сетевых гипермаркетов еды, бытовой техники, одежды – раньше все эти вещи можно было купить втридорога, теперь цены вполне сопоставимы с «большой землей». Но этот путь еще не закончен: до 2020 года фракция «Единой России» в думе округа предлагает направить на развитие дорог Югры свыше 90 миллиардов рублей. Это позволит ввести в эксплуатацию почти 250 километров новых дорог.
В первую очередь, будет закончена дорога от Нижней Тавды до поселка Междуреченский – она позволит жителям запада Югры значительно сократить путь до Тюмени. Дорога к мосту через Большой Юган даст нескольким поселкам Нефтеюганского района выход на «большую землю». Реконструируют и отремонтируют объездную Сургута, дорогу на Лянтор, трассу от Советского к Ловинскому месторождению и множество других дорог.
Пожалуй, самый амбициозный проект будет реализован за частные деньги. Второй мост в районе Сургута начнут строить уже в следующем году. С одной стороны он будет выходить к Каменному Мысу, с другой — к восточной объездной трассе. Его строительство обойдется в 30,5 миллиарда рублей и займет около пяти лет. Новый мост позволит разгрузить существующий переход, который уже сегодня испытывает сверхнормативные нагрузки.
В перспективе через Обь вырастет еще один мост – в районе все того же поселка Андра.
Придет дорога и в Березовский район, последний оплот югорского бездорожья. Может быть, и эти, еще не построенные дороги дождутся своих «ворчунов». Мы же – те, кто помнит, как было без них, лишь улыбнемся в ответ. Югра выросла при нас, с помощью нашего общего труда, нашей командной работы. И вместе с ней мы – на дороге в будущее.
Опубликованных комментариев пока нет.