Среди этих пятнадцати были не только подростки. Фраза, начинающая статью, принадлежит девушке 22 лет. Она – инвалид. И если дети и старики у нас получают внимание, то взрослые зачастую предоставлены сами себе. Поэтому даже повод для выхода из дома – это уже событие, особенно когда тебе дают ещё и возможность самовыражения. И хотя главная цель лаборатории – приобщение детей к театру, это ещё и прекрасный социальный проект.
Любовь Самедова, мама юного драматурга Дмитрия, рассказала, что эффект превзошел ожидания.
– Сына заинтересовали, ему внушили доверие, в плане психологии проект очень помог. Дима стал самостоятельнее. Теперь он запросто остается один, а такого эффекта очень сложно было добиться за пределами театра. Это дорогого стоит. У него – пьеса, волонтеры, всё! Не надо было заставлять, и в выходной день, и в будни поднимал. Ну и к тому же, здесь было общение между детьми: нашим ребятам этого не хватает, – делится впечатлением Любовь.
Эта драматургическая лаборатория уже третья по счету для няганского ТЮЗа. Но первая, где участниками стали дети-инвалиды. Проект реализован в рамках программы «Доступная среда в Югре». Героями первых двух были обычные школьники, в том числе так называемые «трудные». Теперь все они – постоянные друзья театра. Пятеро из шести волонтёров последней лаборатории – участники предыдущих проектов.
– Ни про одного из ребят, которые прошли лабораторию, я не слышала, чтобы они скатились куда-то, – рассказывает руководитель литературно-драматической части театра Нинель Махмурян. – Даже если они уезжают из города, когда возвращаются, первым делом заходят в театр. Причина такой преданной любви не только в силе искусства, сколько во внимании, которое получают дети. Лаборатория – это мир, который крутится вокруг ребёнка. Ему вдруг дают почувствовать, что бывает по-другому. Потому что детям из детских домов, детям «сложным» все говорят: ты дурак, ты плохой, ты ничего не можешь. А вдруг он приходит, ему помогают, он пишет пьесу. А после над этой пьесой работают профессионалы. Режиссёры, актёры, – весь мир, который его окружает, работает на этого ребёнка, это очень круто!
Результатом работы юных драматургов стали одиннадцать пьес, которые передали профессиональным режиссёрам Юлиане Лайковой (Москва), Игнату Кириллову (Санкт-Петербург) и Льву Иванову (Югорск). К ним присоединилась и хореограф-постановщик няганского ТЮЗа Яна Чипуштанова. Трое суток шли дневные и ночные репетиции. За это время были созданы одиннадцать эскизных спектаклей.
– Мне нравилось наблюдать за ребятами, за тем, с каким восторгом они прислушивались к каждой ими написанной букве. За их реакцией от того, как их пьеса превращалась в театр, – рассказала Юлиана Лайкова. – Я очень сильно включилась в процесс, не хотелось просто поиграть в лабораторию и по-быстрому отделаться. Ребята проделали свою работу, настала очередь нашей. И, понимаете, они смотрят на тебя как на режиссера, на то, как ты это делаешь, и отнестись к процессу «просто» не получается.
Все спектакли показывались в один день на большой сцене няганского ТЮЗа. Каждый юный драматург получил диплом об окончании лаборатории.
Как заметила Нинель Махмурян:
– Понимаете, все эти сюжеты, они из жизни. И я рада. Что у нас получается следовать девизу проекта – каждая история должна быть рассказана.
Кстати
Class Act – название методики, когда профессиональные драматурги помогают детям писать пьесы, которые затем ставят профессиональные режиссёры с профессиональными актёрами. Пьесы играются на главных сценах театров. Разработали этот метод в Эдинбурге, в театре «Трэверс» более двадцати лет назад. В России Class Act применяется с 2004 года.
Опубликованных комментариев пока нет.