«Убеждать стать наставником никого не нужно. Пока человек не созреет для этого сам, хорошим наставником он не станет. Но есть много людей, уже готовых делиться опытом, готовых слушать. Вопрос: «Зачем мне это нужно – плодить конкурентов, что я с этого буду иметь?» - это маркер того, что человек к наставничеству не готов».
Так считает генеральный директор АНО «Международный форум лидеров бизнеса» и ООО «Институт наставничества», руководитель программы «Молодежный бизнес России» и председатель Наблюдательного совета YBI Борис Ткаченко. Считает, опираясь на собственный – почти десятилетний – опыт работы в данном направлении. И на опыт своего личного ментора – британского профессора Роберта Гарви, в вопросах бизнес-наставничества – крупнейшего эксперта международного уровня.
Своего учителя Борис Ткаченко, партнер Фонда поддержки предпринимательства Югры по проекту «Бизнес-наставничество в Югре», на прошлой неделе привез в Сургут. На встречу со своими наставляемыми: пилотной группой, о которой «СТ» писала в одних из первых выпусков проекта «Наше дело», и со специалистами Фонда поддержки предпринимательства, которым в обозримом будущем придется вести данный проект самостоятельно.
- Технология Бориса Ткаченко по бизнес-наставничеству отличается от сопровождения, предусмотренного в рамках федеральной программы поддержки молодежного предпринимательства, по которой мы двигались раньше, - пояснил и.о. генерального директора Фонда поддержки предпринимательства Югры Роман Колупаев. - Но его инструменты нам показались эффективными. Прежде всего, это жесткое тестирование-интервью как наставляемых, так и наставников. Обучение и регулярный мониторинг результатов. Но главное - Борис дает нам не рыбу, а удочку. И мы нацелены развивать этот проект. В каждом муниципальном образовании, а не в целом по Югре, как это было раньше. Речь идет о работе конкретно на территориях, с собственными исполнителями, кураторами и прочими. Менталитет жителей в вопросе наставничества играет ключевую роль.
- Мы посмотрим на наставничество со всех сторон, обратимся к основным навыкам, умениям, которые необходимы наставнику. В мире все скоротечно, все развивается, и, чтобы быть «на волне», нужно владеть актуальной информацией. Предпринимательство является сейчас надеждой и способом существования для многих людей, поскольку государственные компании не могут обеспечить нужное количество рабочих мест. Для людей предпринимательство является выходом в жизнь и возможностью существовать, - предупредил сургутскую аудиторию профессор менторства университета Sheffield Hallam Роберт Гарви.
И план семинара выполнил – и по содержанию, и по форме: мероприятие состояло из двух частей – лекции о международном опыте и практического занятия в форме деловой игры. Его задача – подсказать наставникам, что делать дальше со своими подопечными. Но главное – как.
Метод открытых вопросов
- Задача наставника – не в создании конкретного плана действий для своего подопечного. Его функция – направить рассуждения наставляемого в нужное русло, помочь самому сформулировать решение вопроса, как правило, просто грамотно выслушивая, - сформулировал суть методики Роберта Гарви Роман Колупаев. - Кстати, универсального ключа для разрешения проблем наставляемые от своих наставников и не ждут. Задача ментора – своевременно остановить гонку своего подопечного, дать возможность и даже заставить подумать. Это важнее, чем готовое решение.
А еще наставнику важно понимать, что для того, чтобы малый бизнес развивался, его должно быть много.
- Состоявшийся предприниматель не должен забывать, что вместе мы сильнее. И что нужно поддерживать следующее поколение хотя бы для того, чтобы после выхода на пенсию вокруг тебя сохранились и продолжали развиваться услуги, которые тебе нужны как потребителю, - уверен Борис Ткаченко. - Если у начинающего бизнеса есть наставник, он выживает в 90 процентах случаев. Но наставничество помогает не только начинающим предпринимателям, развивающимся – в том числе. А также социальным предпринимателям. С учетом того, что система наставничества саморазвивающаяся, ей можно доверить роль ключевого драйвера. Состоявшееся поколение помогает новичкам стать успешными, те, в свою очередь, помогают следующему поколению и так далее. Благодаря чему предпринимательство приобретает устойчивость.
Борис Ткаченко приехал в Югру, конкретнее – в Сургут, ставший пилотной площадкой для проекта «Наставнический сервис», который реализует Фонд поддержки предпринимательства Югры, не в первый раз. Именно он как куратор и дал старт истории взаимоотношений двенадцати пар сургутских предпринимателей три месяца назад. Более того, сам по уникальной методике и создал эти пары - «наставник - наставляемый». Семинар Роберта Гарви – один из первых региональных опытов проведения Дня наставничества. Если он приживется, то два раза в год Югра сможет принимать участие в федеральном проекте, проводя его мероприятия на своей территории.
Стать участником проекта «Наставнический сервис» вскоре сможет любой желающий представитель малого и среднего бизнеса ХМАО-Югры. Ближайший набор планируется уже в августе в Сургуте и Нижневартовске.
«Бизнес-наставничество в Югре» - один из проектов комплекса мероприятий по развитию молодежного предпринимательства в рамках региональной программы «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016-2020 годы» и федеральной программы «Ты - предприниматель».
Фонд поддержки предпринимательства Югры одним из первых в России в 2008 году запустил проект «Бизнес-наставничество в Югре», позволяющий начинающим предпринимателям найти опытного наставника, который добился больших успехов в бизнесе и готов поделиться знаниями и помочь в ведении бизнеса
Опубликованных комментариев пока нет.