89.6249   $ 73.9968





×
Общество
0

Душевно и с размахом

Откуда растут ноги русских новогодних традиций

Просмотр фильма «Ирония судьбы», нарядная ель и шампанское под бой курантов – разве можно представить главный зимний праздник как-то иначе? Однако совершенно другими были символы и даже дата Нового года во времена наших предков. Тем не менее некоторые русские традиции живут и сегодня. Не забывать о них нам помогают наши бабушки и активисты общественной организации «Русичи».

Коляда, коляда, отворяй ворота

Раньше праздник в русской культуре связывали с завершением зимних холодов и отмечали в марте. Наступление нового года у древних славян, как и у всех язычников, ассоциировалось с пробуждением природы и началом новой жизни. Сейчас существует традиция открывать дверь и запускать Новый год в дом, а в давние времена славяне выходили на крыльцо и бросали зерно, в надежде на богатый урожай.

– Именно поэтому сейчас на колядки поют: «Сею, вею, посеваю, хлеба доброго желаю…» и рассыпают семена, – говорит руководитель самодеятельного коллектива «Вечерки» общественной организации «Русичи» Ирина Шамаева.

Ирина отмечает, что колядовали в основном дети из бедных семей. В Рождество им можно было заходить в богатые дома, а домочадцы в свою очередь старались не скупиться на угощения. Они верили, что это обязательно принесет им достаток в новом году. В старину считалось, что колядовщик приводит в дом богатство и здоровье.

Сами по себе рождественские колядки не имеют никакого отношения к христианству, это отголосок славянской языческой культуры.

– Колядовщики выворачивали одежду наизнанку, делали коровьи головы, чтобы походить на духов языческих богов. В народе верили, что духи приходили с ними в дом и приносили благополучие. Позже эта традиция совместилась с христианством и колядки стали символом Рождества. Все смешалось, но традиция осталась, хоть многие уже и не помнят ее первоначальный смысл, – говорит Елена Шамаева, которая сама поет на традиционных русских вечерках колядки и учит этому урайских ребят.

Сделал дело – гуляй смело!

Не менее важным торжеством на Руси считалось окончание страдной поры. После сбора урожая в деревнях устраивали большой праздник и обязательно делали обрядовых кукол-крупяничек из мешковины, которых набивали зерном. В народе верили, что такие куклы приносят в дом благополучие, удачу и сытость.

Ирина Шамаева родом из Нижегородской области, но во время строительства гидро-электростанции на Волге ее семья переселилась в республику Марий Эл.

– Когда строили ГЭС, сказали, что деревня уйдет под воду. Хоть мы и жили в марийской деревне, мы – русские, – объяснила она.

Общественница вспоминает, как с детства после окончания сенокоса всей деревней накрывали огромные столы, мужики играли на гармошке и балалайке, женщины пели частушки. Это был большой осенний праздник. Именно из-за таких народных гуляний Ирина полюбила русский фольклор. Позже она ездила по деревням и записывала песни местных бабушек, которые теперь разучивает с детьми.

– Бывает так, что бабушка сидит, что-то напевает тихонько, а в ответ на мое любопытство говорит: «Сейчас такие песни не поют, никому они не интересны». А я говорю, что очень хочу послушать. Бабушка поет, я записываю на диктофон и потом воспроизвожу на вечерках. В наше время очень важно сохранить устное народное творчество и передать его детям. Чтобы их головы не были забиты современными бессмысленными песнями, – считает урайчанка.

Как встретишь – так и проведешь

У славян не было принято наряжать ели. Раньше на Руси украшали березу, рябину, но в дом не заносили.

– Все прекрасно знают, что Новый год в привычном для нас виде начали отмечать при Петре I. Он велел праздновать его зимой и украшать дома елками, – говорит председатель общественной организации «Русичи» Елена Дзеркевичус.

С петровских времен традиции постоянно обновляются, модернизируются, но все-таки продолжают жить. В старину на елку вешали фрукты, овощи, конфеты и пряники, украшали хвою свечами. Позже такое убранство заменили самодельными игрушками из разных природных материалов, затем – фабричными из стекла, а в ХХ веке на смену свечам пришли электрические гирлянды. Сейчас на новогодних красавицах преобладают пластиковые украшения, да и живые деревья все чаще стали заменять искусственными.

– На Руси было принято, чтобы новогодний стол ломился от яств. И сейчас мы стараемся делать праздничное меню богатым и разнообразным. Но практически на каждом столе всегда присутствует салат оливье.

Примерно с тех самых пор, как в русских домах начали наряжать елки, вошел в моду и салат оливье. Только готовили его несколько иначе. Елена Дзеркевичус рассказывает, что изначально в салат добавляли мясо рябчиков и другие деликатесы, а заправляли соусом провансаль, который хозяйки готовили собственноручно. В советские времена салат несколько упростили – дефицитные продукты стали заменять на те, что были под рукой: мясо – вареной колбасой, каперсы – солеными огурцами, а провансаль – майонезом.

Без семьи и рода –нет народа

Елена Дзеркевичус считает, что у всех народов, живущих в России, новогодние традиции похожи. Одна из них – встречать Новый год в семейном кругу. Сама Елена выросла в Томской области. Она часто гостила у своих бабушек и дедушек, любила коротать вечера возле русской печки, с русскими пирогами.       В ее семье играли на гармошке и балалайке, так что детство запомнилось песнями и плясками, а еще – чувством глубокого уважения к русской культуре. Все это наследие Елене хочется сохранить и передать молодому поколению.

– У нас богатая культура, но мы от нее отходим, забываем, все больше ориентируемся на что-то новое: телевидение, интернет – так называемую массовую культуру. Но какой род будет жить, если потеряет свои корни? К сожалению, очень многое уже потеряно и забыто, – объясняет она, почему стремится сохранить русские традиции. – Век наш короткий, если этот опыт не передать, все забудется и потеряется безвозвратно.

Елене нравится, каким был уклад в русской семье, как помогали друг другу, почитали родителей.

– Мама обращалась к родителям только на «вы», не могла по-другому. Сказать грубое слово, как-то обидеть старших было недопустимо, – вспоминает Елена Дзеркевичус. – Важно, чтобы традиции жили и мы собирались с близкими не только на Новый год, но и на колядки и Масленицу. Это все сближает.

Нет ничего плохого в том, чтобы перенять что-то из другой культуры. Все-таки мы живем в многонациональной стране. Независимо от того, русские мы, ханты, манси или украинцы, мы все дружим и исторически находимся в постоянном взаимодействии. Такой опыт интересен и по-своему уникален. Важно, чтобы русская культура не затерялась в этом диалоге. Но еще важнее, чтобы настоящие ценности не подменили суррогатные потребности массовой культуры.

Фото автора

* * *

После принятия христианства и до 1700 года в России действовала византийская система летоисчисления (совпадает с юлианским календарем) – «от сотворения мира» или от 5508 года до н. э. Наступление нового года отмечали в марте, а с XV века – 1 сентября. В этот день на соборной площади Московского Кремля проходила торжественная церемония «О начатии нового лета» и церковная служба с участием царя.

* * *

29 и 30 декабря (19, 20 декабря по старому стилю) 1699 года Петр I издал два именных указа о введении новой системы летоисчисления и о праздновании Нового года. Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова (текущий 7208 г. «от сотворения мира» таким образом стал 1699 г.) и праздновать Новый год по примеру европейских христианских государств 1 января. При этом григорианский календарь, на который перешли многие страны Европы, царь вводить не стал. Вплоть до XX века Россия продолжала жить по юлианскому летоисчислению, празднуя Новый год на 11 дней позже, чем европейские государства.

* * *

Указом от 30 декабря 1699 г. Петр I повелел украшать главные улицы Москвы, а также дома знати хвойными деревьями и ветками, а остальным жителям столицы – поставить «по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей». За образец предлагалось использовать ели, установленные в Гостином дворе. Этот обычай царь перенял у живших в Немецкой слободе европейцев.

* * *

С 1970-х гг. появилась традиция ежегодных телевизионных новогодних обращений руководителей государства к советскому народу. Впервые такое обращение прозвучало по центральному телевидению 31 декабря 1970 г. от генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. В этом году состоится юбилейное, 50-е обращение.

Автор текста: Наталья СМЕТАНИНА

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии