89.6249   $ 73.9968





×
Культура
0

Дворец сказки

О чем мечтает сургутский Театр актера и куклы «Петрушка»


Администрация Сургута нашла для будущего здания «Петрушки» новую площадку. Правда, ее еще нужно освободить от заселенных деревяшек. Сделать это не удается долгие годы. Речь идет о территории частного сектора между офисом Тюменьэнерго и храмом святой Татианы – в самом «ядре Сургута», рядом с новой Центральной площадью. Чиновники говорят, что жители обозначили слишком высокие цены за свои владения. Но власти все равно намерены выкупить землю. Правда, когда это произойдет – писано вилами на воде. Последние двадцать лет из своей тридцатилетней уже истории театру приходится кочевать по городу. Причем, каждый раз новое пристанище не отличалось комфортом: то угол в спорткомплексе, то старая деревяшка, то бывший кинотеатр, оказавшийся аварийным. Последний переезд стал исключением: условия царские. Как и где живет  «Петрушка» сегодня и о чем мечтают его актеры – в материале «СТ». 


Временная крыша
Около года «Петрушка» живет в ТЦ «Сибирь». Там у актеров наконец-то появились две собственных гримерных – мужская и женская – то, что априори должно быть в любом театре, для артистов «Петрушки» было маленькой мечтой. Сбылась наконец! А еще здесь же расположились мастерские, где изготавливают кукол, декорации и костюмы. Более-менее нормальный репетиционный зал теперь тоже есть. Тесновато, но не жалуются. Это лучше предыдущих дислокаций Театра актера и куклы.
– Здесь центр города – это очень удобно. У нас появились две репетиционных площадки, еще и с зрительным залом. То есть одновременно мы здесь выставляем два спектакля. Теперь мы не уносим декорации после каждого спектакля. Выставляем сразу, как нужно, – рассказала директор Театра актера и куклы «Петрушка» Алена Блинова. – У актеров появились гримерные комнаты. Это такое достижение, что у ребят за тридцать лет появились свои гримерные столики, которые должны быть обязательно. Потому что это театр – здесь без макияжа и грима перед спектаклем не обойтись. 
В прошлом году «Петрушку» срочно выселили из уже почти обжитой ими «Авроры». Здание оказалось аварийным и небезопасным, вот–вот могло рухнуть. До этого они, кстати, ютились тоже в деревяшке – старом здании музыкальной школы, а выступали в СК «Геолог». Впервые за тридцать лет театр оказался в современном здании со своими костюмерными, мастерскими, гримерными и даже зрительным залом для «бейбиков» – малышей от полутора лет.
– В цокольном этаже разместились все наши декорации и реквизит. В репертуаре театра почти 60 спектаклей – это огромное количество костюмов и кукол. Каждый год добавляется шесть-восемь спектаклей. У нас накопилось около сорока тысяч кукол, плюс в каждом спектакле много разных элементов, бутафории. Это все надо качественно хранить. Площадь около 1250 квадратных метров, но мы каким–то образом разместились, – радуется директор театра. – Здесь же находятся мастерские, где мы изготавливаем реквизит, здесь же работают и художники–бутафоры, и модельеры, которые шьют костюмы для спектаклей. Все теперь вместе.

На сцену!
Артисты оборудовали уникальный мягкий зрительный зал–трансформер. Сейчас по нормам в пандемию в нем можно принимать только 25 зрителей. Но после полного снятия ограничений он сможет вместить уже 50 детей. В минувшие выходные в Югре, наконец, разрешили театральные показы. Из–за пандемии «Петрушка» не выходил к зрителю 328 дней. Зато смог подготовить за это время восемь премьер – зрители махом раскупили все билеты на открытие сезона.
– Мы год потеряли в духовном образовании наших детей. Посадили их перед мониторами и телефонами, и они потеряли самое главное в развитии – живое искусство, живое воздействие на душу и сердце ребенка. Театр десять месяцев не выходил к зрителю, – сетует Алена Блинова. – Мы готовили спектакли, и сейчас готовится еще одна премьера. Кстати, интересно, что сам театр был организован в самые сложные 1990–е, когда тоже было очень важно поднять дух ребенка. Мне кажется, вообще во все времена культура приносит радость и силу, без которых русскому человеку не прожить.
Актеры радуются, что стало меньше переездов. На это уходило много времени. Изнашивались не только куклы, но и люди. До и после спектаклей артистам приходилось менять квалификацию и становиться грузчиками.
Осенью театр отмечает 30-летний юбилей. Считается, что это уже довольно зрелый возраст. К такой дате коллективы обычно уже имеют постоянную крышу над головой.
– Переезды сильно выматывают. Это важно – иметь свой дом, потому что работать, кочуя, как цыгане, трудно. Больше времени уходит на перевозку и установку реквизита, чем на творчество. От переездов все устали, –  считает актриса Театра актера и куклы «Петрушка» Катарина Ломатченко.
Но подарка к юбилею в виде нового здания «Петрушка», к сожалению, не дождется. Если в этом году администрация города освободит землю под строительство театра и проведет проектно–сметные работы – уже счастье. Деньги, кстати, на эти работы на 2021 и 2022 годы выделили. Но актеры помнят, что выделяли их точно так же и лет пять назад. Не использовали. Земли не оказалось. Сейчас актеры вновь запаслись терпением.
– Процесс, я думаю, будет долгий, потому что расселение ветхого жилья – это дело не одного дня. Там индивидуально все решается с каждым человеком. Это зависит и от умения мэрии предложить людям условия, на которые они согласятся. Это очень важно, потому что это одно из исторических мест Сургута, где люди начинали жить, там родилось не одно поколение, – рассуждают актеры «Петрушки». – Это время будем пока пережидать здесь. Мы очень благодарны администрации города за то, что выделила театру средства на аренду этого здания.

Ах, если бы сбылась мечта!..
Свои требования к проекту будущего здания в «Петрушке» давно сформулировали. Для актеров важно не только внутреннее расположение помещений, но и его внешний вид. Хочется чего–то современного и... сказочного. Если театр получит свой долгожданный дом, то это уже на века. Артисты пристально следят за развитием событий и надеются, что проектом здания займется молодой талантливый архитектор.
– Я мечтаю, чтобы в городе появился Дворец сказки. В Сургуте современная архитектура. Рядом стоят красивые здания Тюменьэнерго, Газпрома и СурГУ. И театр должен вписаться в это пространство. Думаю, должны быть даже мозаичные витражи, с изображением сюжетов из сказок, чтобы ребенок, проходя мимо, уже хотел зайти в здание. Детям не хватает досуга, а мы хотели бы работать каждый день и что–то им предлагать: мастер–классы, выставки, спектакли. Родители должны понимать, что у них есть такое место, в котором их ребенок будет счастлив, – это Театр актера и куклы. Мы уже мечтаем о детском кафе с меню, где есть, например, «Коктейль Снежной королевы». У нас море идей. Хочется, чтобы талантливый архитектор занимался этим проектом, чтобы при первом взгляде было понятно: это Театр кукол, а не очередной торговый центр. Мы хотим, чтобы в здании театра было три зала: большой – на 250 мест (театру кукол больше не надо, потому что будет видна ширма), малый – на 100 мест и зал–трансформер для «бейбиков» – на 25–50 мест. Нужны также помещения для хранений декораций и прочее – все в соответствии с требованиями при строительстве театров, – рассказала о своем видении будущего здания театра Алена Блинова.


цитаты

Алена Блинова, директор Театра актера и куклы «Петрушка:
«Кресла, оформление, сцена – все изготовлено в мастерских «Петрушки». Большую часть средств выделил один из депутатов. Вот так благодаря поддержке актеры превратили пространство вчерашнего офиса в настоящий театр с фойе, гардеробной, мастерскими и двумя залами. Не предел мечтаний, конечно, но уж точно лучше, чем все, что было до этого. К тому же «Петрушка» продолжит сотрудничать с филармонией. В скором времени в малом и большом залах актеры покажут спектакли уже для более старших детей»

«Конечно, на месте «Авроры» театру было бы удобнее, ведь это центр города. Но там есть свои сложности, потому что стоит недострой – здание, которое никак не сносится. Там сложности по экспертизе, потому что сейчас много требований по пожарной безопасности,  подъездам,  автомобильным стоянкам. Сегодня усиливаются требования к помещениям с пребыванием детей. Так что стандарты есть, и их нужно выполнять. Поэтому вопрос решен так, что лучше строить здание для театра на новом месте с соблюдением всех норм».

«Мы рады, что сейчас находимся в ТЦ «Сибирь». Наш новый зал удобен, чтобы принять 25–50 зрителей. На неделе к нам могут приходить классы или дошкольные группы. Ведь в нашем репертуаре не только спектакли, но и мастер-классы, и театральные уроки».

Вячеслав Чертовиков, актер «Петрушки»:
«Я учился в Ярославском государственном театральном институте и приехал именно в Сургут в театр «Петрушка», потому что много наслышан о нем, и о сургутских зрителях. Захотелось поработать с этими артистами и для этих детей.
Этот театр может посоревноваться в крутости со столичными коллективами. Я пришел сюда только в декабре, но уже понял, что у ребят многому можно поучиться. Особенность в том, что во многих других театрах режиссеры не дают свободы актерам. Вот есть спектакль, который играется много лет, и там ничего нельзя изменить, даже куклы не меняются. А здесь от нас требуют собранности и индивидуальности. Нравится, что режиссеры дают тебе творческую свободу, они ищут вместе с тобой. У меня, как у актера, есть свое мнение, и режиссер его выслушивает. Такое сотворчество вдохновляет.
В «Петрушке» следят за куклами. Они обновляются, какие-то делают с нуля. Какие-то – реставрируют. С куклами легко работать. Они гибкие и нравятся мне своей подвижностью. Уже не терпится познакомиться вживую и с юными зрителями».

Фотографии сюжета / 8 фото

Автор текста: Анастасия Аладинская   Автор фото: Александр Онопа

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии