Волонтер клуба «Респект» Екатерина Слинкина – человек неординарный. В ней живет дух приключений и риска, это я поняла сразу, когда увидела ее впервые. тогда, в апреле 2015 года, клуб волонтеров «Респект» сразу после завершения Зимних Сурдлимпийских игр дал объявление о наборе для обучения всех желающих жителей Ханты-Мансийска основам русского жестового языка. Катя была из тех, кто откликнулся.
– Катерина, как ты, восьмиклассница из поселка Луговской Ханты-Мансийского района, попала на обучение в Ханты-Мансийск? В практике клуба – это пока единственный и беспрецедентный случай.
– Листала ленту «ВКонтакте» и наткнулась на «вирусное» видео. Оно меня заразило, зацепило! Это была запись исполнения волонтерами клуба «Респект» гимна России на русском жестовом языке. Так синхронно, красиво, и… непонятно для меня. Я тогда и не думала быть волонтером и ничего не знала об адаптивном спорте, не было и опыта общения с людьми с инвалидностью. Но меня вообще цепляет все новое, сразу хочется узнать, докопаться до сути и самой попробовать. Вот жестовый язык меня и зацепил.
– Сомневалась в своем решении?
– Да у меня и времени на раздумья не было. В объявлении клуба, как сейчас помню, было написано: «Занятия проводятся в центре адаптивного спорта Югры, 2 этаж (чайная комната), вторник, четверг, в 16.00 часов». Это был первый день занятий! Я собрала рюкзак, прыгнула в рейсовую маршрутку и через полтора часа была на тренинге в Ханты-Мансийске.
Обучение проводила Сабина Карданова, ныне сурдопереводчик центра адаптивного спорта Югры, студентка СУРГУ, а тогда – волонтер клуба. Она, как потом уже я узнала, в 2014 году прошла курсы повышения квалификации по жестовому языку, много общалась с глухими и слабослышащими спортсменами. А участие в волонтерском корпусе на Сурдлимпийских играх – это такая мощная практика для неё!
Сабина была уже опытный волонтер, я ей очень благодарна. Помню, что на второе занятие она пригласила Марию Подоровскую, спортсменку центра, которая выступала на Сурдлимпийских играх, и я впервые увидела живое общение со слабослышащими! Это было так красиво, так эмоционально, что мне не терпелось попробовать самой! А в конце занятия Сабина презентовала работу клуба, и я поняла, что оказалась в нужное время и в нужном месте, что это моё! Ели бы я тогда не рискнула, даже представить сейчас не могу, что было бы дальше.
Я тогда не пропускала занятия даже в распутицу, когда сообщение между Луговским и Ханты-Мансийском было слабым. Даже школу приходилось пропускать один раз в неделю, так как судно на воздушной подушке курсировало только по четвергам – утром туда, вечером обратно. После «подушки» был вертолет, а потом я добиралась на «Линде» и «Заре». Без клуба я уже не мыслила своей жизни.
– Когда впервые ты прошла школу бойца по жестовому языку?
– На окружной спартакиаде, где принимали участие глухие и слабослышащие спортсмены. Очень волновалась – это ведь и знание ручной азбуки, и жестов, и про мимику не забыть, и про руки. Но все прошло нормально: спортсмены видели, что я начинающий волонтер-сурдопереводчик, помогали, были очень дружелюбны, поэтому я легко их понимала, выполняла просьбы, оказывала помощь. Я в этот момент почувствовала себя нужной, значимой и востребованной. Сейчас понимаю, что это была огромная мотивация к дальнейшей работе.
Не зря говорят: «Все границы в голове!». Нет границ! Иди вперед, делай, пробуй и у тебя все пол языку.
Нас учили и правилам общения с особенными людьми, и оказанию ситуационной помощи. Это была мощная специальная подготовка.
– Теория должна быть подкреплена практикой. Какой добровольческий опыт запомнился больше всего?
– Я для себя поняла одно – когда впервые общаешься с людьми с инвалидностью, особенно с детьми, то сначала включается сердце, которое тебе многое может подсказать, а потом начинают работать знания. Без сердца никак нельзя добровольцу!
Вспоминаю, как впервые проводила игровую площадку на фестивале спорта «Дети Югры». Моя задача была рисовать и работать с раскрасками. Много детишек сидит вокруг меня, у кого-то ДЦП, у кого-то импланты, у кого-то задержка развития. Одновременно столько глазок смотрит на меня, добрых и доверчивых… Я рисую вместе с ними, а по лицу слезы катятся. Влюбилась тогда в этих детей – в каждого, вроде у детей инвалидность, но столько в них жизнелюбия, упорства и жажды жизни. Это потрясло. А потом был выход клуба к ребятам в реабилитационный «Лучик», и снова те же самые чувства. Дети учились у меня, я училась у детей! Только так и никак иначе.
– Твои чувства и ощущения, когда ты самостоятельно проводила свой первый тренинг по жестовому языку?
– Мой жестовый дебют состоялся в школе №2 Ханты-Мансийска. Это было нереально круто! Конечно же, переживала – не было опыта проведения подобных мероприятий. Но я тогда уже прилично владела жестовым языком и могла общаться, увлечь и передать свои знания другим. Очень страшно было услышать какой-нибудь неожиданный вопрос, в голове стучала мысль: «А вдруг не отвечу?». Но начинала общаться, увлеклась, забыла обо всех страхах.
– Пробовала ли ты петь на жестовом?
– Для меня пение на жестовом языке – это отдельный какой-то вид искусства, когда ты должна не спеть, а именно рассказать песню красиво, чувственно и мелодично, и твой инструмент при этом – не голос, а жесты, движения тела, мимика, и конечно же – твоя душа. Моя любимая песня «Жить». Мы не раз с ребятами исполняли ее в клубе и на сцене. Она никого не оставляет равнодушным.
Бывают такие промежутки во времени, когда нет возможности общаться с глухими и слабослышащими, как сейчас, например, в период самоизоляции, когда не проходят окружные соревнования в рамках Сурдспартакиад. Вот тогда мне на помощь приходит жестовое пение – смотрю готовые видеозаписи, пытаюсь самостоятельно переложить любимые песни на жестовый.
– Катя, сегодня ты студентка Ханты-Мансийской медакадемии. Пригодились знания и навыки, которые получила в клубе «Респект»?
– Я очень благодарна клубу, центру адаптивного спорта Югры. Работа волонтером в клубе стерла для меня границы общения с людьми с инвалидностью. В этом году я самостоятельно провела в академии тренинги по основам языка с группой студентов, думаю в будущем провести серию занятий по оказанию ситуационной помощи людям с инвалидностью.
Был у меня интересный случай на практике в больнице, когда я неожиданно стала сурдопереводчиком на приеме у врача-кардиолога, где он общался с глухим посетителем. К сожалению, врачи не знают ни дактильной азбуки, ни жестов. Уверена, что каждому медицинскому работнику очень важно знать основы жестового языка и правила общения с такими людьми.
Времени, конечно, поубавилось свободного, но я стараюсь не пропускать работу в качестве волонтера на спортивных мероприятиях центра. Скучаю сейчас по общению и с клубовцами, и со спортсменами. С нетерпением жду чемпионатов и первенств в рамках Сурдспартакиады Югры.
Опубликованных комментариев пока нет.