×
Экономика
0

Экономика будущего

Губернатор Наталья Комарова представила в Совете Федерации опыт развития креативных индустрий в Югре.


Не только хобби
Эксперты говорят: драйвер развития экономики заметно смещается из сырьевых отраслей в творческие. То, что раньше воспринималось как баловство, хобби или удел небольшого количества людей, выбравших творческие профессии, становится серьезным бизнесом, способным приносить доходы.
Сегодня креативные отрасли (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, мода, кино, видео, реклама, урбанистика, театр, фотография, музыка, издательское дело, компьютерные игры и так далее) дают мощный толчок развитию города или поселка. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, они приносят в среднем более пяти процентов мирового ВВП. В течение нескольких последних лет креативная индустрия в мире росла быстрее, чем какие-либо другие отрасли, – на 14–15 процентов ежегодно. Неслучайно ООН объявила 2021-й Годом креативной экономики.

В тренде – креатив
«Креативные индустрии. Современные тренды развития регионов» – так была обозначена тема заседания Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ, состоявшегося в верхней палате парламента.
Между прочим, доля креативных индустрий в экономике некоторых крупных городов России сопоставима с показателями Западной Европы. Так, в Великобритании она достигает 14 процентов, в Германии – 10. В Москве эта доля выше – 19 процентов, в Санкт-Петербурге и Иваново – 12. Такие данные приводятся в исследовании Агентства стратегических инициатив.
Заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова отметила, что уникальный опыт развития креативных индустрий уже есть у целого ряда регионов.
– В июле этого года принят первый региональный закон «О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Мы за ним внимательно следили, содействовали в продвижении. Наталье Владимировне удалось включить региональную и федеральную команды в его реализацию, – сказала Галина Карелова.
Она выразила уверенность: участники заседания придут к общему мнению, что этот закон можно «рекомендовать регионам России как модельный документ по обеспечению развития креативных индустрий».
Добавим, что на федеральном уровне соответствующий закон, предполагающий меры государственной поддержки, еще не принят, поэтому так важно учесть региональную практику.



Арт-пространство Югры
О том, как в нефтегазовом регионе пробиваются ростки новой экономики, рассказала Наталья Комарова.
– Креативная индустрия – это дополнительный, мощный импульс развития экономики любой территории, – заявила она.
Реализация мер по созданию условий для развития креативных индустрий ведется в регионе на принципах проектного управления.
К 2024 году в округе намерены довести вклад креативных индустрий в валовой региональный продукт не меньше чем до 0,5 процента.
– Небольшая доля, если не учитывать высокую стоимость внутреннего регионального продукта. Дорогой он у нас. Нам очень трудно другую долю обеспечить за отдельными отраслями, которые не относятся к нашим базовым – добыча, переработка и транспорт углеводородов, – пояснила глава региона.
К 2024 году в Югре также будет сформирована экосистема поддержки и развития креативных индустрий. Ее ключевыми звеньями станут арт-резиденции.
– Первые из них откроем в Ханты-Мансийске и Нижневартовске. Следом – в Сургуте и Нягани. Они будут оказывать поддержку субъектам креативных индустрий на всех стадиях жизненного цикла, – сказала Наталья Комарова.
На базе арт-резиденций начнется обучение специалистов для новой экономики. Как считает губернатор, для развития креативных индустрий к 2024 году понадобится не менее пяти тысяч различных специалистов.
– Вместе с югорчанами мы поставили стратегическую цель – развитие экономики знаний, – подчеркнула Наталья Комарова.
Уже сегодня, добавим, в Югре в сфере креативных индустрий работают более 3,5 тысяч предприятий, большинство из них заняты в сфере IT-технологий, маркетинга, рекламы и дизайна.
Губернатор в ходе выступления также выделила два основных направления по созданию экосистемы развития креативных индустрий. Первое – это полная смена направления в развитии экономики отдельных территорий, создание креативных пространств, кластеров и особых экономических зон. Второе – переход на реализацию креативных продуктов «экономики знаний», имеющих высокий экспортный потенциал, создание системы продвижения креативной продукции под единым брендом.
Экономика идей, знаний – вот что определит завтрашний день округа.

   Ольга СИДОРОВА автор и куратор социальных проектов
- Креативная индустрия – уникальный сектор экономики. Дизайн, продюсирование, туризм, IT-разработки, ремесленное дело, кино, видео, театр, спорт. Все эти сферы формируют экономику креатива. Участниками могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели и физлица. Конечно, важным игроком здесь должны стать и некоммерческие организации.
Для развития и роста любой отрасли необходимы комфортные условия. Вот почему так важно оказать поддержку креативной индустрии. И в будущем получить новые рабочие места и уникальные продукты. Какие меры поддержки могут быть эффективны для представителей креативного кластера? Проведение образовательных мероприятий: финансовых, маркетинговых, юридических, грантовых, создание креативного инкубатора – арт-резиденции, предоставление льготной аренды на начальном этапе, обеспечение информационного сопровождения нового сектора.
Уже сейчас в Югре можно найти прекрасные уникальные продукты, о которых не знает большинство жителей даже нашего региона, не говоря о масштабах всей России. И наша задача на ближайшее будущее – создать все необходимые условия для творческого потенциала югорчан.
   Илья КИРИЧЕНКО инициатор создания арт-резиденции в Ханты-Мансийске
- Нужно развивать экономику знаний, новые направления образования: обучение в IT-сфере с юного возраста, гейм-индустрия, программирование на разных языках, создание приложений. Среди направлений развития креативных индустрий есть этнографическое искусство – все, что связано с коренными малочисленными народами Севера, их культура и наследие – то, что можно взять для экспорта и продавать за рубеж, получая добавленную стоимость. Также это визуальное исполнительское искусство на любительском и профессиональном уровнях. Например, ребята, которые занимаются студенческим творчеством – не профессионалы, но у них могут получаться крутейшие продукты, которые могут потом продаваться: это песни, хореографические выступления, спектакли. Также есть профессионалы – люди с образованием, вот их продукты нужно брать, переупаковывать и правильно монетизировать.
Никто не отменял механизмов рыночной экономики, поэтому креативные индустрии должны производить такой продукт, который в первую очередь будет востребован на рынке. Если он востребован на рынке, значит он понятен и пользуется популярностью у потребителей, его покупают, он успешен, и предприниматель, продавая этот продукт, платит налоги, а значит, он создает креативную экономику в Югре и мы пополняем ВРП нашего региона.

Теги статьи: #Креативные индустрии

Автор текста: Ольга Маслова

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии