Последние новости

18:08

Волонтеров Гуманитарного добровольческого корпуса в военных госпиталях ценят на вес золота

17:51

В СПЧ предложили ставить мигрантов на воинский учет при выдаче паспорта

16:47

В Нижнем Новгороде наказали девочку-подростка, которая поблагодарила террористов

19 апреля

Вадим Епанчинцев: Благодарен ребятам, они на каждую игру выходили биться

15:48

Ханты-Мансийский театр кукол стал частью Молодежного сообщества театральных деятелей

15:45

Жителя Нягани задержали при перевозке марихуаны

15:26

ВТБ выяснил, сколько жителей УрФО планируют отпуск между майскими праздниками

19 апреля

На закрытии сезона хоккеисты «Югры» устроили костюмированное шоу и провели автограф-сессию

15:22

В Ханты-Мансийске стартовал финал обучающей программы для предпринимателей «Формула роста»

15:17

Самозанятые в Югре направили страховые взносы для формирования будущей пенсии

14:56

Копите на выгодных и безопасных условиях

18 апреля

Определены победители окружного фестиваля «Студенческая весна»

14:33

В Югру едут гости из 10 стран мира

14:04

В Сургутском районе обсудили готовность к пожароопасному сезону

13:45

В Сургуте фельдшеры скорой помощи приняли домашние роды

17 апреля

Директор Депсоцразвития Югры Тереза Пономарева покидает свой пост в связи с выходом на пенсию

Читать все новости

Экономика новой реальности

Сегодня округ и все государство переживает исторический момент – под влиянием неблагоприятных факторов экономика стремительно эволюционирует, все больше переходя в цифровую плоскость. Такие возможности, как покупка товара на расстоянии и его доставка до порога, становятся обязательной опцией. А некоторые профессиональные обязанности, как оказалось, можно исполнять из собственного дома.

Перемены неизбежны
Хотя речь в этой статье пойдет об экономике, важнейший фактор в описываемых изменениях – ломка человеческой психологии. На самом деле, существующий уклад морально устарел.
Рассмотрим ситуацию на примере совершения покупки в самом обычном магазине. Когда-то оплатить товар можно было единственным способом – переместив наличные из вашего кармана в ящик кассы (в западных странах пользовались популярностью еще и чеки, но это не так уж сильно отличалось от привычных денег). Затем с развитием технологий появились дебетовые и кредитные карты. Сначала они были диковинкой, но постепенно прочно вошли в нашу жизнь – например, в крупных городах Югры уже несколько лет назад можно было неограниченно долгое время не касаться наличных, оплачивая все нужды куском пластика.
Чуть позже производители гаджетов попробовали добавить эти функции на свои устройства – новые поколения смартфонов позволяли осуществлять транзакции, словно карты. Молодежь, увлекающаяся любыми технологическими новинками, новую возможность оценила. А вот более старшее поколение уже проявило консервативность. Но в любом случае, сцена оплаты телефоном сейчас не выглядит некой диковинкой.
Параллельно шли эксперименты по созданию разного рода электронных кошельков, банки развивали собственные онлайн-сервисы, сфера электронных продаж росла. Крупные интернет-магазины завоевывали популярность и доказали свое удобство и эффективность. Уже много лет есть техническая возможность перевести все, что только можно, во Всемирную паутину.
Для таких регионов, как Югра, долгое время ограничителем было вполне объяснимое низкое качество интернет-услуг и в целом недостаточное покрытие. Но ситуация изменилась настолько, что даже государственные и муниципальные услуги по большей части сейчас оказывают даже не в МФЦ, а на портале госуслуг. А ведь государственный аппарат по определению считается неторопливым и консервативным механизмом!
По логике абсолютно весь бизнес местного значения тоже давно должен быть в интернете – иметь удобные и информативные сайты, присутствовать в соцсетях и пользоваться возможностями современных технологий. Однако это по-прежнему редкость. Например, заказать пиццу в одной известной федеральной сети – одно удовольствие (удобный сайт, минимум действий, полная автоматизация и никакого общения с персоналом, да еще можно посмотреть, как готовят заказ). Про более известные международные интернет-магазины даже говорить не надо – порой казалось, что заказать какую-то безделушку из далекого Китая проще и быстрее, чем сходить в магазин на соседней улице.

Вызов и ответ
Дело в том, что у относительно мелкого бизнеса не было стимула для изменений. Да, технологии позволяли тем же ресторанам внедрить доставку и раньше, но зачем им было это делать? Ведь все мы прекрасно понимаем, что в подобные заведения ходят не для того, чтобы поесть, а чтобы насладиться атмосферой и ощущением принадлежности к какому-то мифическому высшему обществу. Сейчас же единственное, за счет чего они могут выдержать соперничество с пиццериями и суши-барами, – это кухня, психологический аспект больше не играет роли.
Таким образом, коронавирус всего лишь подтверждает известную теорию Тойнби – закон вызова и ответа. Пандемия и последовавший режим самоизоляции поставили перед бизнесом проблему выживания (вызов) и вынуждают его внедрять современные технологии (давать ответ). Согласно теории, адекватный ответ не только решает проблему, но и выводит общество на новый уровень развития. Если же он не найден, в обществе возникают аномалии, накопление которых приводит к «надлому», а затем к упадку.
В данной ситуации ответ, как уже было сказано выше, известен давно, осталось только реализовать все необходимое на практике. Конечно, сломать стереотип о том, что покупка обязательно должна проходить по схеме «пришел – купил – пошел домой» сложно, но сама жизнь доказывает, что «сидишь дома – купил – оно само пришло к тебе» – безопаснее. Остальное – дело привычки. Эксперты уже прогнозируют, что важнейшим долгосрочным эффектом от пандемии в большинстве стран мира станет рост онлайн-покупок. Люди просто привыкнут к ним в эпоху эпидемии и могут не захотеть вернуться к старым моделям поведения после ее окончания.



Работай сидя дома
Аналогичная ситуация с удаленной работой. Компании «вдруг» обнаружили, что сотрудники отлично справляются со своими обязанностями из дома, а расходы на содержание офисов не только велики, но и бессмысленны. Будем честны сами с собой, все это тоже было очевидно давным-давно. Понятно, что рабочие профессии, где нужно что-то делать собственными руками, на «удаленку» не перевести никогда. Но вот полезность офисов всегда была под вопросом. Какая разница, где заниматься интеллектуальным трудом? Даже если требуется какое-то особенное оборудование, оснастить рабочее место дома у сотрудника не сложнее, чем в одном большом помещении. Нахождение персонала в одном месте позволяет лучше его контролировать? А смысл? Если сотрудник мотивирован, он будет выполнять поставленную задачу в любых условиях, если же нет, он и в офисе будет лишь симулировать деятельность. Совещания? Видео-конференц-связь в помощь.
Конечно, мы утрируем, и есть масса нюансов вроде обеспечения безопасности данных и так далее. Но все это решаемые вопросы. Даже нефтедобывающие предприятия со сложным технологическим процессом сумели при помощи нового софта перевести значительное количество своих операторов на удаленный режим. Пожалуй, сложнее будет приучить членов своей семьи к тому, что не стоит беспокоить тех, кто «на работе» (но и это лишь вопрос дисциплины).
Так или иначе, наши привычки изменятся. Полностью спрогнозировать эффект от подобных перемен пока сложно. Но уже ясно, что упадет спрос на офисную недвижимость, транспорт и возрастет на технологии, позволяющие работать в удаленном режиме. Для какого-то бизнеса это положительная новость, поскольку изменения предполагают сокращение целых статей расходов. А для собственников помещений, сдающих их в аренду, – скорее плохая. Таковы законы рынка: кто-то выигрывает, а кто-то теряет.

На новые рельсы
В завершение следует выделить некоторые тенденции в региональной политике. Если изучить принятые в последние недели нормативные акты, можно сделать вывод, что большинство предпринимателей может перестроиться под сложившиеся реалии без прекращения деятельности. Власти региона признали системообразующими подавляющее число отраслей. Есть информация о том, что планируется разработать отдельный особый режим для предприятий сферы услуг. Фактически губернатор нашла выход для бизнеса, который позволит им продолжить работать, при этом обеспечив для населения соблюдение всех противоэпидемических требований.
И это логично, ведь запрос населения на потребление товаров и услуг в том или ином виде сохранится. Его нужно удовлетворять. Те же магазины и рестораторы могут работать на доставку – это вопрос их профессионализма. Все это подводит нас к мысли, что идет серьезная перестройка экономики, а всех нас ждет новая реальность.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

18:08

Волонтеров Гуманитарного добровольческого корпуса в военных госпиталях ценят на вес золота

17:51

В СПЧ предложили ставить мигрантов на воинский учет при выдаче паспорта

16:47

В Нижнем Новгороде наказали девочку-подростка, которая поблагодарила террористов

19 апреля

Вадим Епанчинцев: Благодарен ребятам, они на каждую игру выходили биться

15:48

Ханты-Мансийский театр кукол стал частью Молодежного сообщества театральных деятелей

15:45

Жителя Нягани задержали при перевозке марихуаны

15:26

ВТБ выяснил, сколько жителей УрФО планируют отпуск между майскими праздниками

19 апреля

На закрытии сезона хоккеисты «Югры» устроили костюмированное шоу и провели автограф-сессию

15:22

В Ханты-Мансийске стартовал финал обучающей программы для предпринимателей «Формула роста»

15:17

Самозанятые в Югре направили страховые взносы для формирования будущей пенсии

14:56

Копите на выгодных и безопасных условиях

18 апреля

Определены победители окружного фестиваля «Студенческая весна»

14:33

В Югру едут гости из 10 стран мира

14:04

В Сургутском районе обсудили готовность к пожароопасному сезону

13:45

В Сургуте фельдшеры скорой помощи приняли домашние роды

17 апреля

Директор Депсоцразвития Югры Тереза Пономарева покидает свой пост в связи с выходом на пенсию

Читать все новости