Последние новости

09:14

В Югре при поддержке «Газпромнефть-Хантоса» выпустили настольную этноигру

08:21

Павел Дуров: Telegram навсегда заблокировал аккаунты с призывами к терактам

21:39

Журналисты из Нижнего Новгорода задали вопросы мигрантам на знание русского языка

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

21:34

Школьницу из Новосибирска подозревают в рассылке сообщений о теракте

21:28

Песков: в России нет планов блокировки мессенджера Telegram

21:23

В Ханты-Мансийске определили победителей «Стартап-тура» фонда «Сколково»

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

21:19

Боец из Югры отблагодарил добровольцев Гумкорпуса

21:15

Президент Путин по вопросу возврата смертной казни высказывался однозначно

21:09

В Югре 16-летний подросток ответит за ложное сообщение об акте терроризма

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

20:37

СКР: исполнителей теракта в «Крокус Сити Холле» финансировали с Украины

19:47

Школьник из Сургута выиграл конкурс по истории пожарной охраны России

18:35

В Югре в ходе профилактического рейда выявили 76 незаконно находящихся мигрантов

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости

Экскурсовод в художественное прошлое

«Нас повели в Третьяковскую галерею. Я ходил по залам и вдруг застыл в удивлении перед изображением старика с кровью на руках, обнимающего окровавленного юношу. Это была самая настоящая кровь! Все ушли, а я стоял и смотрел. Так я узнал, какой должна быть картина».

Фото: Из личного архива

Восьмого августа свое 95-летие отметил бы самобытный художник-ханты Митрофан Тебетев. Я помню его маленьким седовласым старичком, который приходил к нам в редакцию и рассказывал о мечте превратить свою квартиру в музей. Тогда казалось, что для этого еще есть время. Но не сложилось.

«Самая настоящая картина»
Теперь передо мной тоненькая папка с вырезками из газет, фотографиями Митрофана Алексеевича, работающего над новой картиной, ксерокопиями из книг с упоминаниями о нем. Подборка принадлежит краеведу Леониду Струсю, который вот уже долгие годы собирает летопись Югры, правда больше с медицинским уклоном. Но, как выяснилось, художник был еще и «организатором здравоохранения», причем возглавлял окружное общество Красного Креста.
«Развернул подготовку общественных санитарных уполномоченных, подготовку санпостов на предприятиях, организовал курсы колхозных медсестер в действиях, – пишет в очерке о Митрофане Тебетеве краевед. – Из заболеваний было много случаев сыпного тифа, организовал дезкамеры «вошебойки» и наставлял сануполномоченных – «где будут обнаружены вши, гоните всех в вошебойки», осуществлялись подворные обходы, проводилась большая профилактическая работа».
О тех годах художник потом вспоминал как о самых счастливых: он не только упорно работал, развивая здравоохранение в далеком Березовском районе, но и писал свои первые профессиональные картины.
Первую непрофессиональную нарисовал еще в школе. Тогда к ним на урок зашел классный руководитель и попросил изобразить что-нибудь на свободную тему. «Митрофан нарисовал реку: у ближнего берега видны руки и головы купающихся, а вдали – узкая полоска леса. Учитель оценивал работы вслух. О рисунке Тебетева он сказал в последнюю очередь: «Это самая настоящая картина». Оценка педагога во многом сказалась на судьбе Тебетева-художника», – описывала этот момент корреспондент газеты «Новости Югры» в августе 2003 года. Тогда живописец уже не работал. У него не было мастерской, а писать в квартире, вдыхая запахи масляных красок, ему не позволяло здоровье.
Кстати, та самая поездка в Третьяковку состоялась, когда Митрофану было 15 лет. Увидев работы признанных художников и «самую настоящую кровь» на руках у изображенного старика (Репин, «Иван Грозный и сын его Иван»), подросток-ханты из деревни Лохтоткурт Октябрьского района понял, как он будет писать свои картины.


Холст на стене
Митрофан Алексеевич начал писать в 1942 году акварелью «по воображению». Потом перешел на пейзажи маслом, также по памяти. Попробовал писать с натуры позже – первой стала картина «Шуга на Сосьве». Подробнее о ней написано в сентябре 2004 года в газете «Музейное дело», вырезку из которой сохранил Леонид Струсь. В это время у художника прошла именная выставка в Музее Природы и Человека в Ханты-Мансийске.
«Пейзаж Сосьвы так поразил художника, что он тут же сбегал в магазин за полотном и, натянув полутораметровый кусок холста прямо на стену одного из домов северной деревни, принялся писать с натуры. Именно поэтому, наверное, пейзаж подкупает своей реальностью, естественностью, искренностью».
В копилке художника и портреты, и пейзажи, и зарисовки быта северных народов. На этих холстах Митрофан Тебетев сохранил тот островок культуры и самобытности ханты, который давно растворился в современном течении жизни. «Надо отдать ему должное: он не боялся опасных в советское время сюжетов, таких как обряд с жертвоприношением, посещение шаманом больного. Жизнь своих земляков показывал в откровенной реальности. В избе-читальне, оленья упряжка на отдыхе, охотник с собакой, портреты знатока и исполнителя хантыйских мелодий Андрея Ангатшупова и других земляков», – писала о Тебетеве корреспондент «Новостей Югры» Альбина Глухих.
Очень много его картин посвящено Ханты-Мансийску. Сегодня они словно цветные фотографии прошлого окружной столицы. Нет уже ни мест, которые изобразил живописец, ни людей. А вот картины остались. Многие – в музеях и галереях округа, часть – в центральных музеях страны, некоторые – в частных коллекциях.
В последние годы жизни Тебетев бился за то, чтобы его квартира официально стала музеем. У него на столе лежали толстые папки с бумагами: запросами, отписками, отказами и обещаниями. Поняв, что добиться желаемого будет, скорее всего, нереально, он сам прибил на стену своего дома деревянный щиток с надписью: «Мемориальный музей-квартира художника Тебетева».
«Это новое явление в искусстве, я придумал его сам», – говорил первый живописец-ханты.
В 2011 году Митрофан Алексеевич умер, оставив после себя более 400 работ, большинство из которых знатоки сегодня называют «экскурсией в прошлое» за их самобытность, искренность, простоту и достоверность.

Интересно
Отзыв учителя биологии и рисования Н. М. Громак от 11 марта 1989 года:
«Глоксинья». От нее невозможно оторвать взгляд. Прихожу во второй раз, только чтобы еще раз взглянуть на эти цветы. Каждый лепесток, каждый цветок кажется живым, издающим аромат, бархатистым. Смотрю издали, подхожу ближе, еще ближе, не могу удержаться от желания потрогать руками, снова отхожу и смотрю…»

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

09:14

В Югре при поддержке «Газпромнефть-Хантоса» выпустили настольную этноигру

08:21

Павел Дуров: Telegram навсегда заблокировал аккаунты с призывами к терактам

21:39

Журналисты из Нижнего Новгорода задали вопросы мигрантам на знание русского языка

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

21:34

Школьницу из Новосибирска подозревают в рассылке сообщений о теракте

21:28

Песков: в России нет планов блокировки мессенджера Telegram

21:23

В Ханты-Мансийске определили победителей «Стартап-тура» фонда «Сколково»

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

21:19

Боец из Югры отблагодарил добровольцев Гумкорпуса

21:15

Президент Путин по вопросу возврата смертной казни высказывался однозначно

21:09

В Югре 16-летний подросток ответит за ложное сообщение об акте терроризма

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

20:37

СКР: исполнителей теракта в «Крокус Сити Холле» финансировали с Украины

19:47

Школьник из Сургута выиграл конкурс по истории пожарной охраны России

18:35

В Югре в ходе профилактического рейда выявили 76 незаконно находящихся мигрантов

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости