Последние новости

12:08

Руслан Кухарук с рабочей поездкой посетит Белоярский район

11:34

Режиссер из Сургута презентовал премьеру второго сезона своего сериала

11:16

Врачи Нижневартовска спасли мужчину со стопроцентным поражением легких

17 июля

Павел Завальный: «Проект «Доброслужащий» создает политиков нового времени»

11:15

Социальная газификация стала доступна дачникам

11:02

В Ханты-Мансийске состоится финал III международного конкурса «Лидер народной дипломатии»

11:02

Бюджет Нефтеюганска вырос на 215 млн рублей

16 июля

Руслан Кухарук посетил ДНР с рабочей поездкой

10:58

В Нягани модернизируют водоочистные сооружения

10:44

На двух автотрассах Югры водителей проверят на алкоголь

10:42

В Нефтеюганске к 1 сентября введут в эксплуатацию новую благоустроенную дорогу

16 июля

Контрактники из Югры зарабатывают 4 000 000 рублей за 12 месяцев

09:41

В Югре двое детей нарушили правила дорожного движения и получили травмы

00:39

Руслан Кухарук навестил югорчан в военном госпитале в Ростове-на-Дону

22:52

В Березовском районе прошел театральный фестиваль «Водевиль»

16 июля

Ханты-Мансийск попал в десятку городов-лидеров по объемам ввода жилья

Читать все новости

Эксперты из Югры – почему дети не хотят ходить в школу

Наверное, каждому приходится слышать эту фразу от своих детей. Нередко мы, родители, принимаем нежелание ребенка идти на уроки за банальную лень, однако причины могут быть гораздо глубже. Если вовремя в них не разобраться, ситуация только усугубится. О том, как похвала помогает расправить крылья, стоит ли «покупать» у ребенка оценки и чем пробудить интерес к учебе, – рассуждаем с экспертами.

Привлечь внимание любым путем
Сын моей знакомой Светланы Артем сначала шел в первый класс без особого рвения. Однако первая учительница по характеру оказалась похожей на воспитателя, быстро нашла контакт с ребенком, и первый класс прошел без особых огорчений. Проблемы с успеваемостью и дисциплиной начались, когда во втором классе неожиданно сменился педагог. Артема это очень огорчило.
– Сын напрямую заявлял: «Не хочу идти в школу». Учитель стала жаловаться на его поведение, Артем «скатился» на тройки. Если честно, я даже плакала по ночам, потому что не знала, что делать, – признается Светлана.
К тому же требования во втором классе стали строже: объемы домашней работы увеличились, стали много задавать наизусть, дети стали работать не за звездочки, а на оценку.
Проблемы нарастали, как снежный ком: жалоб становилось больше, Светлана ругала сына, он огрызался, да и отношения с учителем стремительно портились. Поняв, что самостоятельно справиться с ситуацией не получается, женщина обратилась к психологу.
– Специалист проанализировала отношения в семье. Выяснилось, что Артем ревнует родителей к младшему брату. Из-за недостатка внимания дома сын пытался привлечь его плохим поведением в школе, – рассказывает Светлана.
Психолог из Ханты-Мансийска, руководитель центра «Наша школа» Ирина Авилова поясняет: неудовлетворенные базовые потребности со стороны родителей – во внимании, уважении и безопасности – порождают в детях тревогу. Отсюда может появиться недоверие к миру, нежелание учиться и агрессивное поведение. Либо ребенок начинает играть роль «шута» в классе, чтобы обратить на себя внимание.
– Есть и другие причины отсутствия мотивации к учебе. В частности, недостаточно развитый познавательный интерес. Истоки кроются в дошкольном возрасте, когда родителям было некогда отвечать на детские вопросы и было много запретов: «не трогай, испачкаешься», «не лезь куда не просят». Когда на ребенка вешали ярлыки – «растяпа», «грязнуля» (например, когда он рисовал), – говорит специалист.
Светлана по совету психолога открыто поговорила с учительницей. Педагог стал давать сыну небольшие поручения, чтобы он чувствовал свою причастность к жизни класса. По рекомендации специалиста родители каждую неделю ставят перед сыном небольшие задачи. Если Артем учится неделю без троек, они всей семьей идут в поход на лыжах либо в кино. Поощрения стараются делать не материальные, а полезные. Дома Светлана тоже дает ему задания, за которые он несет ответственность. Артем почувствовал, что ему доверяют, и сразу воодушевился.
– Ситуация значительно улучшилась, – говорит Светлана. – Конечно, не могу сказать, что он с радостью бежит делать уроки, но тем не менее успеваемость повысилась, учитель хвалит сына за то, что подтянул оценки. Да и нашей семье рекомендации специалиста пошли на пользу.
Создавайте ситуацию успеха
Стимулом к учебе для ребенка может стать просто вовремя высказанная похвала, пусть и за небольшие достижения. Учитель английского языка с 39-летним стажем Ирина Слинкина (школа № 7 Ханты-Мансийска) поделилась историей из своей практики.
– К нам в пятый класс из начальной школы пришла девочка со слабыми знаниями. Она очень стеснялась, плохо читала на английском и боялась отвечать вслух. Устные задания сдавала на перемене, как я это называю – на ушко учителю, – рассказывает педагог.
Однажды девочка ответственно выполнила домашнюю работу, и учитель похвалила ее при всем классе. На что одноклассники посмотрели с удивлением, потому что раньше практически не замечали сверстницу.
– Следующую работу ученица постаралась сделать еще лучше, я вновь ее отметила. Девочка стала увереннее отвечать на уроках, стеснение уходило. В старших классах она сдала экзамен по английскому на пятерку. Мне было приятно, что удалось помочь ей раскрыться, – говорит Ирина Слинкина.
Она отмечает: чтобы мотивировать ребенка на учебу, лучше сравнивать его результаты не с результатами других детей, а с его собственными. У каждого свой уровень знаний, темп учебы, и нужно улучшать именно свои знания, а не догонять кого-то.
– Пусть даже результат не всегда соответствует стандарту, но это достижение конкретного ребенка. Я могу сказать слабому ученику: «Сегодня горжусь твоей тройкой», это твердая оценка. И для него это похвала, ведь его старания заметили, – поясняет учитель.
Ирина Слинкина советует родителям: не нужно стесняться напрямую разговаривать с педагогом, если у школьника «не идет» тот или иной предмет. Когда учитель видит заинтересованность, он обязательно пойдет навстречу.
– Я стала замечать, что у дочки появились тройки по математике, – делится своей историей мать пятиклассницы Елена. – Написала учителю, оказалось, дочь недопоняла деление с остатком. Мы потренировались дома, учитель подсказала, какие задания выполнить дополнительно, чтобы закрепить тему, и все получилось.
Делаем ставку на «пять»?
У матери двоих сыновей Алины свой подход к мотивации детей на учебу. Она материально поощряет их за оценки. У них даже свой «прайс»: пятерка стоит 100 рублей, четверка – 50. Психолог из Ханты-Мансийска Елена Брич поясняет, почему не стоит «покупать» у детей знания.
– Если вы «оплачиваете» ребенку хорошие оценки, за тройку не платите, за двойку штрафуете, то вы делаете это как бы для себя, и он учится тоже для вас. Его мотивация – не познание и развитие, а «заработок», – говорит специалист.
Нужно понимать: по мере взросления у ребенка растут и потребности, в том числе материальные. Что он запросит в старших классах за контрольные, олимпиады, ЕГЭ? До каких пор вы готовы «поднимать ставки»?
По такой логике, если вы материально поощряете чадо за оценки, за помощь в уборке, то и он должен платить вам – за обед, за выглаженную одежду.
– Конечно, поощрять детей нужно, – продолжает Елена Брич. – Это их стимулирует, они чувствуют вашу заботу и одобрение. Это даже можно делать материально – но в случаях, когда ребенок сделал что-то неординарное, не то, что происходит каждый день. Например, победил в каком-то конкурсе, и тогда вы можете наградить за успех, усилия, целе-
устремленность.
Не нужно реализовывать через ребенка свои личные амбиции: воспринимайте его как личность – с его возрастными потребностями и особенностями. Не бойтесь обратиться с проблемой к учителю, психологу. Вместе будет проще предотвратить школьные трудности.

   Ирина Авилова психолог, руководитель центра «Наша школа» из Ханты-Мансийска, дает следующие рекомендации родителям:
– Важно как можно раньше найти причину нежелания учиться. Чем младше ребенок, тем более гибкая у него психика и тем легче она корректируется.
– Необходимо знать возрастные особенности детей. Не препятствуйте развитию познавательного интереса, подкрепляйте его совместными беседами, похвалой.
– Не удовлетворяйте желания ребенка «по одному щелчку»: он должен научиться проявлять терпение.
– А вот его базовые потребности – во внимании, уважении и безопасности – старайтесь удовлетворить. Часто говорите с ним по душам, считайтесь с его мнением, не оскорбляйте, ни с кем не сравнивайте, не применяйте физическую силу.
– Способствуйте развитию самостоятельности и ответственности, каждый год расширяя его горизонты.
– Не перегружайте ребенка секциями и дополнительными занятиями.
– Если есть какие-то биологические причины, мешающие обучению, обратитесь к специалистам.
– Выстраивайте целеполагание. Для этого беседуйте с ребенком о том, кем он хочет стать, и составляйте план достижения цели.
   Елена Брич психолог, Ханты-Мансийск
- Как научить ребенка быть ответственным, самостоятельным и правильно распоряжаться своим временем – актуальные вопросы для родителей. Ответственность не рождается вдруг, она воспитывается постепенно по мере психологического взросления и окончательно формируется уже во взрослом возрасте. Здесь очень значительна роль родителя.
Во-первых, еще до школы важно позволять ребенку делать свой пусть маленький, но выбор: какую рубашку надеть в садик, что съесть на ужин, какую сказку почитать перед сном. Так начинает формироваться самостоятельность. В обратном случае, когда «родитель лучше знает», что полезно есть, какая сказка интереснее и какая одежда красивее и удобнее, ребенок чувствует неуверенность, отсутствие интереса и беспомощность.
Позволяйте ему совершать ошибки, набираться опыта. Так он обретет смелость делать что-то новое, по-своему, то есть самостоятельно.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

12:08

Руслан Кухарук с рабочей поездкой посетит Белоярский район

11:34

Режиссер из Сургута презентовал премьеру второго сезона своего сериала

11:16

Врачи Нижневартовска спасли мужчину со стопроцентным поражением легких

17 июля

Павел Завальный: «Проект «Доброслужащий» создает политиков нового времени»

11:15

Социальная газификация стала доступна дачникам

11:02

В Ханты-Мансийске состоится финал III международного конкурса «Лидер народной дипломатии»

11:02

Бюджет Нефтеюганска вырос на 215 млн рублей

16 июля

Руслан Кухарук посетил ДНР с рабочей поездкой

10:58

В Нягани модернизируют водоочистные сооружения

10:44

На двух автотрассах Югры водителей проверят на алкоголь

10:42

В Нефтеюганске к 1 сентября введут в эксплуатацию новую благоустроенную дорогу

16 июля

Контрактники из Югры зарабатывают 4 000 000 рублей за 12 месяцев

09:41

В Югре двое детей нарушили правила дорожного движения и получили травмы

00:39

Руслан Кухарук навестил югорчан в военном госпитале в Ростове-на-Дону

22:52

В Березовском районе прошел театральный фестиваль «Водевиль»

16 июля

Ханты-Мансийск попал в десятку городов-лидеров по объемам ввода жилья

Читать все новости