×
Экономика
0

Елена Мироненко: Об экономике впечатлений, креативных индустриях и самобытности регионов

Читать «Новости Югры» в

Елена Мироненко, директор Театра на Бронной и музыкального фестиваля Opera Bella – одна из гостей фестиваля креативных индустрий в Югре. В интервью корреспонденту «Новостей Югры» она рассказала о том, как можно создать экосистему для развития культуры в регионе и какие сильные стороны для развития креативной экономики есть в нашем округе.


– Ваши ожидания от сегодняшнего форума? С какими идеями вы ехали? Как считаете, какие из них должны оправдаться?
– Югра собрала первоклассный состав спикеров. Каждый из них длительное время занимается развитием креативных индустрий. Это рабочая группа, которая до марта 2022 года предложит линию развития креативных индустрий в нашей стране.
Театр, как никто другой, – участник этой истории. Экономика впечатлений – основная платформа театра. Это естественно, ведь люди платят деньги как раз за то, чтобы прийти в театр и получить новые впечатления, пережить эмоции и осмыслить действительность.
Для меня еще несколько лет назад было очевидно, что Россия на рынке креативных индустрий двигается медленно, мы сильно отличаемся по объемам. Средний по миру вклад креативных индустрий в ВВП – 6,6 процента, в развитых странах – 8–12. Креативная индустрия в нашей стране составляет не более 2,2 процента от общего объема ВВП.
Здорово, что наше государство сейчас обратило внимание на то, что эту сферу надо поддерживать. Это тот плюс, который нам достался от пандемии. Люди понимают, что если мы не можем развиваться на предприятиях и производствах, то должны придумать нечто новое. То, что невозможно будет заменить роботами и цифровизацией, ведь это наше ближайшее будущее.
– Как вы считаете, насколько обоснованно то, что форум креативных индустрий проходит именно в Югре?
– Это очень интересный вопрос. Если раньше акцент развития креативных индустрий был ориентирован исключительно на мегаполисы – Лондон, Нью-Йорк, Москву и другие, то сейчас развивают регионы. Креативные индустрии позволяют формировать локальную идентичность, создавать региональные бренды, которые помогут поддерживать этот сектор экономики.
Плюс именно ваша территория уделяет огромное внимание поддержке и развитию креативных индустрий на региональном уровне, и это большая заслуга губернатора Натальи Владимировны Комаровой.
Ханты-Мансийск – это коренные народы, промыслы, роскошная природа. Для большинства людей, которые живут в Центральной России, побывать здесь – это невероятный опыт.
Югре нужно развивать экономику впечатлений и инфраструктуру, готовить рабочие места и новые кадры. Наши регионы обладают огромным ресурсом для развития креативных индустрий, и никто не может сравниться с Россией по степени разнообразия. Мы обязательно должны пользоваться этим преимуществом.
Важно, чтобы представители креативных индустрий, начинающие предприниматели, могли создавать дело не только на малой родине. После пандемии внутренний туризм переживает подъем. Хочется, чтобы предприниматели могли, получив грант, свободно перемещаться по стране.
Это способствует обмену опытом и появлению новых идей. И почему бы, если какой-то регион дает хорошие условия для развития бизнеса, не воспользоваться этим?
– Вы имеете определенный опыт создания сопутствующей инфраструктуры вокруг музеев и театров. Как нам идти по этому пути?
– Важно, чтобы организация была точкой притяжения и могла бы стать площадкой для партнерств. Например, сейчас Театр на Бронной – один из самых модных театров Москвы и России в целом. У нас выдающийся художественный руководитель – Константин Богомолов, новые молодые имена, которые он открывает каждый год, – Александр Молочников, Микита Ильинчик, Эдгар Закарян. В этом году мы разработали линейку театрального мерча, скоро у нас появится классный сувенирный магазин. К нам приходят молодые ребята с идеями. Есть темы, которые связаны с организацией общественного питания, и многое другое.
Нужно, чтобы учреждение не было «само в себе», а выстраивало коммуникацию с разными бизнесами, тем самым увеличивая свое предложение. Чем больше впечатлений в одном месте может получить человек, тем выигрышнее будет место.
– Как все-таки перенять этот опыт на местах, в регионах?
– Нужно больше общаться! Когда я работала министром культуры Красноярского края, мы проводили очень много стратегических сессий по менеджменту, клиентоориентированности, организации условий для появления дополнительных услуг. Многим муниципалитетам было очень важно получить эти уникальные знания от бизнес-экспертов.
Свою роль сыграло и появление медиацентра – информационного агентства, которое рассказывало о культуре по всему краю. Его мы создавали с нуля. Любой участник рынка, от сельской библиотеки до крупного краевого музея, мог зарегистрироваться на портале и выложить свежие новости. В 2016 году портал «Культура24» был признан лучшим медиаресурсом о культуре среди регионов России.
– Конкуренция между онлайн-развлечениями и культурными событиями, мероприятиями только увеличивается. Как учреждениям культуры выиграть в этой борьбе?
– Нужно постоянно быть на пике, следить за конкурентами. Причем нельзя изучить только то, что предлагают театры в своей нише, это нерелевантно. Мы изучаем весь рынок свободного времени.
Наша аудитория – девушки от 30 лет с доходом выше среднего. Как они принимают решение прийти именно к нам, а не побыть с подругами или сходить в фитнес?
В этой высочайшей конкуренции мы должны постоянно предлагать что-то новое. Это могут быть яркие, звездные имена, крутые режиссеры. Имя художественного руководителя, которое также постоянно обеспечивает нам приток новой аудитории.
Чем больше мифов, которые окружают имя театра, тем выше наша потенция и тем вероятнее то, что человек придет именно к нам. Инвестирует в то, чтобы провести это время со смыслом.
– Как достучаться до аудитории, которая сейчас только оканчивает школу? Как сделать так, чтобы эта аудитория оказалась в театре?
– Подойдут те каналы коммуникации, которые предпочитает аудитория: TikTok, YouTube, геймерское приложение Discord и другие.
Мы тоже завели театральный TikTok. Например, артист Александр Семчев в роли Клавдии Георгиевны в одном из первых роликов театра собрал почти миллион просмотров. Это дает нам новую аудиторию, которая про театр раньше и не думала.
Только так мы можем показать, что театр – это не суперконсервативная площадка, а изменяющаяся среда, пластичная по сути.
– То, что вы говорите, это такая стратегия: если убрать слово «театр», можно подумать, что речь идет о банке или марке автомобиля. Как донести эту позицию до других руководителей, побудить их двигаться в этом направлении?
– Для этого мы и собираемся. Чем больше будет такого общения, межинституционального, тем лучше люди будут понимать, что мы не замкнуты в узком театральном направлении. Мы постоянно общаемся с бизнесом, и чем больше у нас партнеров, тем лучше будет для всех, все получат эффект.

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен, Viber.
Комментарии (0)

Авторизуйтесь, или оставьте