Жители Мегиона гордятся тем, что их земляки положили начало нефтяной эпохе в регионе. Именно на скважине Р1, пробуренной бригадой бурового мастера Григория Норкина на Мегионской площади, 21 марта 1961 года был получен первый в Среднем Приобье нефтяной фонтан.
С этой даты идет отсчет истории развития геологоразведки и нефтедобычи восточной части региона, и каждую весну мегионцы добавляют все новые и новые штрихи в эпоху по имени «нефть», к которой напрямую причастны несколько поколений горожан.
55 насыщенных лет
Нынешняя весна – юбилейная, по этому случаю ветераны-первопроходцы собрались в городском Дворце искусств, чтобы вместе вспомнить еще раз время юности, дерзких поступков, молниеносных решений, когда им посчастливилось искать и находить не только черное золото, но любовь, дружбу и, наконец, судьбу, которая у большинства из них связана со Средним Приобьем.
Именно об этом рассказывают фотографии на выставке, приуроченной к знаменательной дате, и мимо этих эмоциональных снимков пройти невозможно. Потому и вглядываются гости в каждый кадр, находя знакомые лица, узнавая памятные места, припоминая яркие события.
– Вот он, наш комариный край. На болотах столько было комаров, что рот боялись открывать – залепят. Но самой большой неприятностью считалась техническая вода, которая подавалась в трубы и которой приходилось пользоваться нам. Как могли фильтровали ее, а после стирали, купались. Питьевую, правда, привозили в бочках, да только как ее набрать, если все время на работе? Хорошо, если соседи выручат. И выручали, – рассказала геодезист Лариса Бесман, которая считает свою юность счастливой уже потому, что была любимая работа, друзья, место для жизни, щурогайки в речке и иван-чай по ее берегам.
То, о чем мечтали «нефтяные принцессы», получили их дети и внуки: удобные для жизни города, асфальт, чистая вода любой температуры. Значит, все было ненапрасно?
Организаторы встречи сумели так подать события полувековой давности, что они особым образом ворвались в нынешнюю жизнь и захватили зрителей, вовлекая в то незабываемое время. Проникновенные кадры документального фильма приглашали ветеранов в путешествие по непроходимым болотам, где вязли могучие трактора, на промыслы, где на морозе стыли буровые и в весеннем половодье тонул Баграс.
А вот и знакомые лица: молодой Салманов, седой Рынковой, веселый Абазаров, смеющийся Норкин. Им и себе зал рукоплещет, напевает знакомые мелодии юности, смахивает слезу.
Баграс открыл дорогу к Самотлору
И во всех воспоминаниях, рассказах, историях непременно присутствует Баграс – тот самый поселок, где был получен первый нефтяной фонтан усилиями бригады Григория Норкина, о котором первопроходцы отзываются до сих пор с неизменным уважением.
– В бригаде Григорий Иванович пользовался абсолютным авторитетом. Складывалось впечатление, что он жил с буровой одной жизнью, даже во сне по звуку дизельной определял, как идет бурение, и моментально поднимался, если дыхание буровой менялось. С ним было очень надежно, – вспоминает геолог бригады Тамара Симонова (Титова).
Зимой, когда из-за износа каната буровая остановилась, а до проектной отметки оставалось совсем немного, горячий Салманов попытался убедить Норкина рискнуть ради высокой цели, но тот категорически отказался: «Только если меня с мастеров скинете». Тогда полуторатонный канат все-таки доставили на вертолете из Тюмени, и уже через несколько месяцев был получен долгожданный фонтан нефти.
С той памятной весны прошло 55 насыщенных большими событиями лет, были открыты десятки других, более крупных месторождений, а Мегионское до сих пор продолжает служить землякам, выдавая ежегодно до миллиона тонн нефти. Всего же за 55 лет из его недр добыто свыше 75 миллионов тонн черного золота.
Среди нефтяников-первопроходцев на юбилейной встрече присутствовал и Евгений Большагин, первый начальник участка Мегионского нефтепромысла, которого называли комендантом Баграса. Наверное, за то, что, помимо основной работы по нефтедобыче, он каким-то непостижимым образом умудрялся содержать отдаленный поселок в образцовом порядке.
– А никаких тайн нет! Просто жили семьей: одна столовая, одна баня, одно общежитие. И одна радость на всех – кино, – уточнил Евгений Васильевич.
У каждого из присутствующих имеется своя история о Баграсе. Электромонтеру Николаю Чернову припомнилась большая вода 1966 года, когда Мегионское месторождение превратилось в сплошное море, а ему с коллегами пришлось спасать генераторы. «По пояс в воде ходили, но подняли наверх», – улыбается Николай Иванович.
– Пятьдесят пять лет – очень хорошая дата. На протяжении этого времени мы искали, обустраивали, добывали. И пусть следующие пятьдесят пять будут такими же продуктивными! – поддержал его Валерий Николаевич Уфимцев и добавил: – Главное, чтобы не переводились среди нынешних производственников такие специалисты, как Александр Павлович Вавилов.
Рыцари без доспехов
Знаменитый буровой мастер Мегионского УБР Александр Вавилов, 35 лет отдавший одному предприятию, был занят тем, что обсуждал с товарищами фотографии полувековой давности. И на вопрос, нет ли желания переехать в другой регион, где зимы не такие суровые, отвечает не задумываясь:
– Нет, отсюда никуда не уеду! Сросся с этими местами: здесь семья, здесь мой дом. Буровая недавно сниться перестала, а раньше разговаривал с ней.
Пока Александр Павлович беседовал с журналистами, вокруг него постепенно собрались земляки-ровесники, для которых тема взаимоотношения поколений остается всегда важной.
– Двадцать первый век принес нефтяникам новые технологии, современное оборудование, о каком наше поколение и не мечтало. Многое поменялось, но хочется верить, что молодежь сохранит главное, благодаря чему мы шли к намеченной цели, – это сплоченность и взаимовыручка, – говорили первопроходцы, и в этих словах слышались и неуспокоенность, и неподдельный интерес к новой жизни, которую они неустанным трудом готовили в неустроенных шестидесятых.
Воспоминания ветеранов-первопроходцев – это уникальные свидетельства о событиях легендарной эпохи покорения Западной Сибири. А каждый из них – пример трудового подвига. Именно такие люди создавали историю «Мегионнефтегаза».
– Сегодня открытое акционерное общество «Славнефть-Мегионнефтегаз» – динамично развивающееся предприятие с высоким техническим и технологическим потенциалом. Но самой главной ценностью были и остаются не оборудование и технологии – а люди, наш трудовой коллектив, поэтому ни с одним поколением нефтяников мы не теряем связи, – отметил генеральный директор ОАО «СНМНГ» Алексей Кан.
В нынешнем, юбилейном году планируется добыть 800-миллионную тонну мегионской нефти. И в этих объемах, разумеется, займут свое достойное место те первые тонны, полученные из первой скважины Мегионского месторождения, которая дала начало большой нефтяной эпохе Среднего Приобья.
Опубликованных комментариев пока нет.