Сургутяне – народ по-хорошему амбициозный, уважающий себя. Это город свободных людей, а со свободным человеком всегда непросто. Потому-то, наверно, Сургуту всегда везло на интересных, потрясающих личностей – настоящих державников, подвижников, генераторов идей. Чаще всего такие лидеры появлялись на перекрестках времен.
Последнее десятилетие ХХ века и первое десятилетие века ХХI войдут в сургутскую историю, как время интересных замыслов, интенсивных творческих исканий и открытий, как время, более того – эпоха! – главы Сургута Александра Леонидовича Сидорова, человека под стать городу: смелого, решительного, видящего свой родной Сургут не только в его современном состоянии, но и в будущности. Одним словом, человека фундаментального, а с такого спрос особый.
Парень из нашего города
…Впервые фамилию Сидорова я услышала от мужа, работавшего в знаменитом СУ-9 треста «Сургутгазстрой»:
– У нас новый прораб – сразу после института. Ничего, толковый парень – от сохи…
Потом Сидоров перешел в трест, стал главным инженером Сургутгазстроя – и об этом тоже донесло «народное радио»:
– Наш-то, Сидоров, в кабинетике не засиживается, все время на стройке – днем и ночью. За руку здоровается. Наш мужик!
…Он родился в 1952 году в Ханты-Мансийске. Год спустя его родители переехали жить и работать в Сургут. С той поры судьба Александра Леонидовича накрепко связана с городом на Оби. Лишь дважды в жизни он покидал Сургут «надолго» – ради службы в армии и учебы в Тюменском инженерно-строительном институте.
Получив диплом, вернулся в родной город. Работал в тресте «Сургутгазстрой» – мастером, прорабом, начальником участка, главным инженером, начальником управления. В 1987 году 35-летний Сидоров стал главным инженером треста, а еще через два года его пригласили работать в Сургутский горисполком – заместителем председателя по строительству. В апреле 1990 года он уже председатель горисполкома, еще через год – глава администрации города. Забегая вперед, скажу, что Александр Леонидович трижды успешно проходил сквозь горнило выборных кампаний, а это многое значит в городе с 300-тысячным населением…
Сургуту повезло с нефтью – это аксиома. Нефтяной компании «Сургутнефтегаз» повезло с генеральным директором Владимиром Богдановым – этого нынче никто и нигде не отрицает. Более того, в Сургуте настоящий культ Богданова – вполне заслуженный. Именно Сургутнефтегаз является для города главным работодателем и налогоплательщиком, именно налоговые отчисления нефтяников определяют размер городского бюджета. А рядом еще два промышленных гиганта – Газпром и Тюменьэнерго. Плюс строители, транспортники, коммунальщики. Вот с какими мощными «медведями» градоначальнику надо уживаться в единой городской «берлоге».
«Да мы вас, журналюг!..»
Итак, смутные годы конца прошлого века. Перестройка-перестрелка-переделка, брожение, возмущение, надрывный ор и вскинутые вверх кулаки. Повсеместные выборы – от бригадира до управляющего трестом, от руководителя города до президента страны – сокрушали старые устои.
Каждый день в редакцию газеты «Сургутская трибуна» приходили представители каких-то диковинных партий и движений и в категоричной форме требовали одного: немедленной – вы слышите, немедленной! – публикации программ, заявлений, манифестов. И чтоб никаких сокращений и редактирования! Нередки были угрозы: да мы вас, журналюг, придя к власти, на фонарях вешать будем!
Однажды, оставшись исполнять обязанности редактора газеты, я услышала в телефонной трубке:
– Это приемная мэра города – Александр Леонидович хочет поговорить с вами.
И услышала в трубке постепенно накалявшийся горячий «текст» из уст «самого» мэра: о силе печатного слова и обоюдоостром оружии, которое надо использовать с великой осторожностью; о том, что город строим сообща и нельзя за маленьким кустиком не видеть леса. Короче, все то, что газетчики слышат на протяжении всей истории прессы – российской вообще и сургутской в особенности.
Конечно, я была согласна с собеседником на все сто – ведь этому учат на журфаке. Но, видите ли, обстановка тогда была особенная – у журналистов, как и у всех граждан новой России, крыша ехала от избытка демократии и свободы слова. И не то чтобы это было плохо – просто все пузырились этой самой свободой, ну можно сказать – упивались, накачивались, кайфовали.
И вдруг сидоровское: «Вы рушите здание, едва начавшееся строительством…».
Выход нашли – назначили встречу в мэрии – так стал называться бывший горисполком. Мы сидели друг против друга – журналисты и чиновники, не друзья, но и не враги, и сыпали через разделявшее нас пространство стола взаимные упреки. «Газета публикует один негатив – горожане устали!» – «От вас невозможно получить оперативную и достоверную информацию!» – «Газета стала желтой, как лимон!» – «Ответов на выступления газеты не дождешься!».
Впрочем, Александр Леонидович вскоре повел разговор конструктивно, по многим позициям пошел навстречу журналистам. На мой взгляд, именно тогда он уже формировал свои отношения с прессой, задавал планку такой высоты, которая никогда не снижалась – скорее, наоборот.
Наметившиеся положительные сдвиги во взаимоотношениях были расценены главным редактором – человеком чужим в Сургуте – как «уступка властям». Вновь запестрели ядовитые реплики и тексты, обвинявшие молодого, тогда еще не очень опытного градоначальника во всех смертных грехах. В плохом состоянии 700-километровая автомобильная дорога Сургут – Тюмень? Виноват Сидоров. Бастуют транспортники? Конечно же, промах мэра. Резко снизилась, катастрофически упала рождаемость – главный виновник Сидоров! Ну и дальше в том же духе.
Как реагировал на всю эту вакханалию Александр Леонидович? Предполагаю, что как любому человеку, ему было больно и обидно за очернение и шельмование буквально всех действий городской власти.
Мэр строптивого города
И через все это Александр Леонидович прошел с честью. Мы все помним, как в те годы мэра одного из соседних нефтяных городов убили, другого тяжело ранили, еще одного посадили. Но благодаря мудрости Александра Леонидовича и его умению находить компромиссы Сургут прошел через этот рубикон без больших потрясений. Гонцы из Нижневартовска и Нефтеюганска призывали сургутян объединенными усилиями «раскачать» власть – страшно предположить даже этот вариант! – но уезжали ни с чем. Сургут крепко держали в вертикальном положении руководители города и градообразующих предприятий – вплоть до страшного 1998-го, когда грянул дефолт. Сургут вышел и из этой ситуации, повалившей Россию, – как феникс из пепла.
В сложнейшее политическое и экономическое время 1990-х и нулевых Сургут решительно прорвался с муниципального, регионального уровня на федеральный. Сидорову и его команде удалось не допустить проявлений социальной напряженности и по ряду моментов приблизиться к созданию гражданского общества в городе. Отработать достаточно надежные и эффективные схемы взаимодействия двух ветвей власти – исполнительной и законодательной; принять новую редакцию Устава города.
При Сидорове в середине 1990-х годов были почти полностью модернизированы инженерные сети коммунальной системы: заменены и проложены новые канализационные коллекторы, водоводы, теплотрассы, перестроены городские котельные. Появились три новые подстанции, обеспечивающие городу гарантированное энергоснабжение. Представьте только, что Сургут, стратегический центр нефтегазодобычи страны, зависел от одной-единственной безрезервной линии энергоснабжения! Дорожно-транспортная сеть, инженерные коммуникации, переоснащение на базе новейших технологий водозаборных узлов, реконструкция и увеличение мощностей очистных сооружений.
Все это и многое, многое другое, что здесь трудно перечислить, было в центре внимания администрации. И не заниматься этим было нельзя. Ибо все вместе взятое позволяло городу стабильно развиваться, наращивать объемы жилищного строительства.
В «эпоху Сидорова» перестроено большинство городских улиц и дорог. И построены новые. «Эпоха Сидорова» – это два университета с нуля. Художественный музей, галерея «Стерх», филармония. Сидоров четко отслеживал на горизонте жизненно важные вопросы горожан. Трудолюбие, смелость, любовь к городу, расчетливость и внешний вид складывались в образец мэра. «Лучшего мэра» – как-то Александр Сидоров был признан победителем конкурса газеты «Литературная Россия» среди руководителей субъектов РФ.
Два десятилетия Александр Леонидович возглавлял власть в таком колоссально сложном городе, да еще в такой драматический период, который может быть охарактеризован словами Льва Толстого: «У нас теперь все переворотилось и только укладывается». И все эти 20 лет управления Сидорова Сургутом меня не покидало чувство надежности и стабильности, крепкой стены за спиной горожан, которые смогли отбиться от «полчищ» инфляции и безработицы, упадка производства и демографической катастрофы, обнищания простых людей и вымирания.
Несмотря ни на что и вопреки всему
Трудно перечислить все новое и необходимое людям, появившееся на городской карте в эти славные двадцать лет «сидоровской эпохи». Хочу привести слова нашего градоначальника в одном из его интервью – кстати, доступность Сидорова для журналистов феноменальна, а ежегодные итоговые пресс-конференции в конце года стали суперпопулярными среди СМИшников. Так вот, отвечая на вопрос, как Сургут может обуздать миграцию, ввести миграционные процессы в законодательное русло, Сидоров назвал целый ряд мер, которые принимались администрацией, а в заключение сказал:
– Есть и другой способ решения миграционной проблемы: обнищать городу донельзя, прекратить строить, добывать углеводороды в таких объемах… – и к нам никто не поедет.
Конечно, в этих словах – легко узнаваемый сидоровский юмор, а еще – глубинное видение ситуации
Безусловно, Александр Леонидович никогда не был белым и пушистым. Ни с кем. Он мог быть и резким, и раздраженным, и несговорчивым. Мог ошибаться. Но – не в судьбоносных для Сургута вопросах. Тогда он превращался в остро отточенный, разящий точно в цель клинок – и никто не завидовал его врагам. Подчеркну: в судьбоносных для города вопросах. Личной вражды Александр Леонидович ни к кому не испытывал, никого не преследовал и не гнобил. Как-то на вопрос о кресле главы он ответил: «Эту должность нельзя воспринимать как памятник себе нерукотворный».
«Человек огромного обаяния», – говорят о нем, причем обаяния в сочетании с властью, обаяния, которое за 20 лет на посту градоначальника сохранить очень и очень трудно.
Главный подвиг Александра Леонидовича, видимо, в том, что суровый, сугубо ведомственный нефтеград на рубеже столетий стал культурным центром Сибири. Возможно, и России. Это было просто невозможно, но – произошло.
Всегда с какой-то гордостью за Сургут я встречала нашего главу на значимых событиях – он представлялся мне достойным воплощением уникального и дорогого мне города. Посеребрившаяся за эти два десятка лет голова, «волчий» блеск в глазах, точность фраз и жестов, поджарая фигура – мне он казался живым символом Сургута.
Александр Мельник, который в сургутской администрации занимался привлечением инвестиций, вспоминал:
– Я несколько раз вместе с Александром Леонидовичем был на совещаниях глав, которые проводил губернатор округа. Остальные мэры сидели тихо и безмолвно внимали тому, что им рассказывают. Сидоров – единственный! – всегда отвечал на реплику «Вопросы есть?». Филипенко {экс-губернатор Югры} аж в лице менялся: опять Сидоров! Александр Леонидович всегда бескомпромиссно отстаивал интересы города, доходило до очень жестких разговоров. И если на какие-то уступки шел, то компромиссы эти были всегда в пользу Сургута. Всегда!
Он и сегодня первый
– Наш город, – как однажды на традиционной предновогодней пресс-конференции сделал прогноз Александр Леонидович, – еще долго останется самым мощным в регионе по экономике, финансам, самым развитым по образованию, науке, культуре. И мы будем продолжать наращивать эту мощь, делать Сургут еще более красивым, привлекательным, удобным для проживания в нем. Я заметил такую закономерность: что бы замечательное ни сделал, люди продолжают ждать от тебя большего. И это естественное людское стремление к лучшей жизни достойно воплощения. Уверен, что нам – всем вместе – удалось накопить те возможности, тот человеческий потенциал, который позволит родному для меня городу идти дорогой экономического и социального восхождения еще увереннее.
Пришли другие времена – спустя двадцать лет, перед очередными выборами главы Сургута, Александр Леонидович решил не выставлять свою кандидатуру. Многие горожане просили: «Оставайтесь с Сургутом, Александр Леонидович, в другом, самом расчудесном и удобном городе вас замучит ностальгия. А здесь всегда есть место для приложения ваших титанических усилий».
Остался – в Югре. Нередко наезжает в Сургут. И всякий – стар или млад – при встрече узнает Александра Сидорова и непременно уважительно здоровается.
Теперь я вижу его в телепередаче Центрального телевидения «Парламентский час»: наш Сидоров в Госдуме отстаивает интересы родного края! Он – член комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Даже в «толпе» парламентариев выделяется своей серебряной шевелюрой. И первым делом после избрания в Госдуму он приехал в Сургут и провел прием граждан по наболевшим, острым вопросам.
Проект «Люди-легенды» реализуется при грантовой поддержке департамента общественных и внешних связей Югры.
Опубликованных комментариев пока нет.