90.4602   $ 75.5535





×
Общество
0

Эти руки поют тебе

Нижневартовская школа стала окружным пилотным опорным пунктом по работе с детьми с нарушением слуха.


Представьте себе жизнь в мире без звуков - без детского смеха, нежного материнского голоса, лая собаки, шелеста листвы, шума дождя или прибоя… Этого нет даже в воспоминаниях - потому что вы этого не слышали никогда. Беззвучный мир покажется вам лишь половиной мира. Тем не менее в беззвучном мире живут более 360 миллионов глухих и слабослышащих. Дети, которые с рождения не слышат голоса матери, звуковые сигналы живой и неживой природы, обделены важнейшей информацией о мире, но самое важное, что могут узнать: в нем есть для них место. В Год детства в Югре правительством округа особое внимание уделяется созданию условий для развития детей с ограниченными возможностями. Для того чтобы распространить накопленный в муниципалитетах опыт, созданы опорные центры по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития психики.

Одним из таких региональных центров - по работе с детьми с нарушениями слуха - стала Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1. Это означает, что школа является не только местом учебы для 26 дошколят и 72 школьников, но и для педагогов округа, по сути, став базой для проведения курсов повышения квалификации педагогов.

За лидирующие позиции в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и России в целом в прошлом году школа внесена в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России-2014» и Всероссийский реестр «Книга почета-2014», а также является лауреатом конкурса на лучшую организацию летнего отдыха и оздоровления детей и молодежи «Лето-2015», лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая коррекционная образовательная организация 2016».

В первый момент мне показалось, что я попала в художественную галерею. Удивительные художественные работы, выполненные в технике батик, на стенах в холле, были все разными. На одном полотне – огненные маки плещутся в синеве неба, на другом – усталый бедуин в чалме ведет навьюченного верблюда, и где-то за их спинами – далекие, как мираж, пирамиды… Столько настроения и мысли в каждом образе...

Не хочу молчать

- Это наши ученики рисовали! – внезапно прервал мое восхищенное созерцание комментарий заместителя директора Нижневартовской коррекционной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 Натальи Пузаткиной.

Оказалось, все работы – результат занятий, которые ведет педагог дополнительного образования Людмила Савченко. Некоторые из них проходят в гончарной мастерской школы. Вдохновенно трудясь над своими творческими работами, ребята и не подозревают, что развивают не только художественный вкус, образность мышления, но и мелкую моторику, а значит, и речь.

Среди привычных школьных успехов сформированная речь здесь стоит особняком, ведь такая естественная вещь для слышащего ребенка – речь – для учеников этой школы – предмет, над которым нужно кропотливо трудиться.

В школе существуют специальные методики, по которым ребят учат говорить. Чем раньше начинается этот процесс, тем больше шансов на успех, поэтому в школе кроме 18 классов-комплектов открыты четыре дошкольные группы.

- Несмотря на то, что в классе школы не более восьми человек и учитель каждому может уделить достаточно внимания на уроке, дефектологи занимаются развитием слухового восприятия и формированием устной речи на индивидуальных занятиях и с дошколятами, и со школьниками, - рассказывает заместитель директора школы Наталья Пузаткина.

В кабинете только ученик, педагог и зеркало. Двадцать ежедневных минут, полностью отданных ученику, дают колоссальные результаты – дети обретают речь. Говорят в этой школе все, не случайно на протяжении нескольких лет Нижневартовская коррекционная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 является лучшим коррекционным образовательным учреждением России. Лексикон пополняется точно так же, как у малыша в семье. Вспомните, мама повторяет четко: «яблоко», показывая нарисованное яблоко на картинке. Здесь тот же метод: картинка – слово.

Есть прием!

В этом процессе, наверное, самый главный движущий фактор – желание человека быть услышанным другим человеком. Однако без специального оборудования, как рассказала Наталья Пузаткина, тоже не обойтись. Все кабинеты, в которых занимаются ученики начальных классов, оснащены звукоусиливающей аппаратурой. Беспроводная FM-система работает по радиопринципу. На шее учителя, который входит в такой класс, небольшой передатчик. У каждого ученика – индивидуальный приемник, который настроен специально для конкретного ученика. Учительский передатчик передает сигнал в слуховой аппарат, скрытый в ухе ученика. Таким образом, учитель услышан.

Пространство школы устроено в основном с расчетом на визуальное восприятие информации. В холлах школы постоянно работает «бегущая строка», на всех этажах в холлах стоят информационные терминалы, где также можно почерпнуть информацию – расписание уроков, объявления о мероприятиях, репетициях, конкурсах. И все же на протяжении всего пребывания ребенка в школе здесь действует единый слухоречевой режим. Это значит, что все сотрудники школы готовы слышать речь ученика, побуждают его к активной речи.

Но и дома процесс развития слуха и говорения не должен прерываться, поэтому школа проводит мастер-классы для родителей, педагоги показывают, родителям, как нужно заниматься с детьми.

Педагоги коррекционной школы постоянно совершенствуют существующие методики, восполняя своими разработками недостающие программы. Учителя-дефектологи школы стали авторами уникальной программы «Развитие слухового восприятия у неслышащих детей 7-11 классов», которая на Международном конкурсе «Надежды планеты» удостоилась серебряной медали в номинации «Адаптивная образовательная среда». До того времени не было программы по формированию слухового восприятия для детей средних и старших классов. Дефектологи выбрали актуальные, интересные темы и придумали интересное содержание – тексты и диалоги.

Превратившись в ангелов надежды

Коррекционная школа – это школа полного дня. Ученики с первого по шестой класс находятся в школе до шести часов вечера, и родители, занятые на работе, могут совершенно за них не беспокоиться. Дети не просто отбывают время под присмотром взрослых. Каждая минута в школе наполнена интересными и полезными занятиями. В школе ребята имеют возможность заниматься резьбой по дереву, столярным, слесарным и швейным делом, цветоводством. У них есть свой театр костюма, они могут учиться гончарному ремеслу.

Однако школе показалось недостаточным просто участвовать в конкурсах, она стали инициатором первого межрегионального открытого фестиваля художественного творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ангелы надежды». Он проходит на базе школы искусств №3. Ребята представляют свое творчество в самых разных номинациях – от декоратив-но-прикладного до оригинального жанра.

Прошлой весной на этот фестиваль съехались ребята с ограниченными возможностями из десяти коррекционных школ Югры. Слабослышащие нижневартовские школьники победили в номинациях: вокал, хореография и художественное слово – кому угодно это может показаться удивительным, и только педагоги нижневартовской коррекционной школы для глухих и слабослышащих детей знают, что за этим стоит труд.

Один из победителей фестиваля - вокальный ансамбль «Вдохновение». Песни ребята исполняют жестами, и пение их похоже на пластичный и выразительный танец рук.

Руководитель коллектива - педагог дополнительного образования Ольга Ожгибесова признается: для того чтобы выучить одну песню с ребятами, уходит целый месяц. Правда, был случай, когда песня была поставлена в рекордно короткий срок - за неделю. Речь о песне «Там, где мечта», которая на открытии фестиваля «Самотлорские ночи» заставила плакать стадион. Ольга Ивановна говорит: ответственность перед выступлением на самой престижной городской площадке воодушевила ребят работать быстрее, а это значит, что такие площадки нужны. Ее ученикам нужна возможность выражать свои чувства, открываться публике, им нужно признание.

Лучший результат – выпускники

Педагоги коррекционной школы никогда не теряют из виду своих выпускников. Среди них - ме-

дики и плотники, бухгалтеры и автослесари, дизайнеры и лаборанты химического анализа, швеи и кондитеры, мастера спорта и педагоги-тренеры. Педагоги школы всегда следят за Сурдлимпийскими играми и болеют за знаменитых выпускников – Павла Фатина и Владимира Шмыгина, которые являются заслуженными мастерами спорта, чемпионами и серебряными призерами Сурдлимпийских игр, серебряными призерами чемпионатов Европы и мира, чемпионами и многократными призерами чемпионатов России.

Здесь гордятся Бахтияром Мехтиевым – резчиком по дереву, который создает уникальные вещи, и Гришей Пизыком – мастером столярного и плотницкого дела, который может из ничего создать удобную мебель.

- Важно, что для выпускников с ограниченными возможностями открыты теперь все дороги, - говорит Светлана Григорьевна Фарберова. Ее дети - дочь Дина и сын Алексей – выпускники нижневартовской общеобразовательной коррекционной школы для детей с ОВЗ.

Дина после школы окончила Ульяновский фармацевтический колледж с красным дипломом, вернулась в родной город и работает лаборантом в диагностической лаборатории детской окружной клинической больницы. Алеша - кандидат в мастера спорта по плаванию, окончил Нижневартовский социально-гуманитарный колледж, он работает в спорткомплексе «Нефтяник», привлекает к спорту детей с ограниченными возможностями.

На самом деле возможности у всех одинаковые. Весь вопрос в том, кто и как сможет их использовать. Именно этому, будучи маленькой моделью мира, и должна научить школа. У первой коррекционной, судя по всему, это неплохо получается.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии