Дело в том, что Гитлер стягивал войска вокруг города на протяжении месяца. Советский Союз, в свою очередь, тоже предпринимал действия: возле города стояли корабли Балтийского флота. 153 орудия главного калибра должны были оградить Ленинград от немецкого вторжения. Небо над городом охранялось зенитным корпусом. Однако германские части двинулись по болотам и к середине августа форсировали реку Луга, выйдя на открытый оперативный простор к самому городу.
Между тем уже 27 июня 1941 года по решению бюро горкома и обкома ВКП(б) была организована Ленинградская городская эвакуационная комиссия в составе девяти человек под председательством Б. М. Мотылева. А 28 июня Военный совет Северного фронта назначил своим уполномоченным по эвакуации председателя Ленгорисполкома П. С. Попкова. В июле он возглавил правительственную комиссию по эвакуации, занимавшуюся, главным образом, вопросами вывоза промышленных предприятий.
Первыми город покинули дети. 29 июня Ленгорисполком принял решение «О вывозе детей из Ленинграда в Ленинградскую и Ярославскую области», согласно которому предполагалось вывезти 390 тыс. человек со школами и детскими учреждениями. Однако к 7 августа из города эвакуировалось 311 387 детей (данные Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), ф. 7384. оп. 13. д. 664. л. 3) в Удмуртскую, Башкирскую и Казахскую республики, в Ярославскую, Кировскую, Вологодскую, Свердловскую, Омскую, Пермскую, Актюбинскую, Челябинскую области [3]. А. М. Тиранин писал: «С августа 1941 г. маленьких ленинградцев отправляли уже, в основном, в Кировскую и Горьковскую области и на Урал».
«Часть маленьких ленинградцев в конце июня решили эвакуировать по Ладоге в трюме пароходов. Три парохода с маленькими детьми затонули, подрываясь на минах. Но нам повезло». (из воспоминаний Эдили Николаевны Гридюшко (Сахаровой).
Одна из самых страшных трагедий времен войны произошла 18 июля 1941 года. 4 июля из Ленинграда тронулся состав с двумя тысячами детей. Поезд шел медленно, подолгу останавливаясь на каждом полустанке и пропуская военные эшелоны. По ходу движения численность пассажиров росла, многие родители сами просили забрать их детей. Брали всех без исключения. Вечером 17 июля состав прибыл на станцию Лычково… Одиночный немецкий бомбардировщик сбросил на железнодорожную станцию около 25 бомб. Прицельно, по составу с детьми.
Из воспоминаний очевидцев:
«Мы, восемь девочек, стояли в дверях.
— Самолет летит, — сказала Аня, — наш или немецкий?
— Скажешь тоже — «немецкий»… Его утром сбили.
— Наверное, наш, — добавила Аня и вдруг закричала:
— Ой, смотрите, из него что-то сыплется…
От самолета отделяются и косой цепочкой скользят вниз небольшие черные зерна. А дальше — все тонет в шипении, грохоте, и дыме».
Выжить удалось нескольким десяткам детей, укрывшимся на картофельном поле. Через пару дней в Лычково стали съезжаться матери в надежде отыскать своих малышей в этом аду. Обезумев от горя, они бродили по округе, подрывались на минных полях.
…Всего, по данным городской эвакуационной комиссии, до начала сухопутной блокады из города выехали 488 703 ленинградца и 147 500 жителей Прибалтики и Ленинградской области. 22 января 1942 года началась массовая эвакуация по льду Ладожского озера. Это была практически единственная ниточка, соединяющая город с «большой» землей. Она вошла в историю Великой Отечественной войны как Дорога жизни. Как строилась эта дорога, и как ученые помогли военным осуществить этот уникальный проект — отдельная история. О ней читайте в нашем следующем материале.
Опубликованных комментариев пока нет.