Очень часто, придя в магазин, мы можем наблюдать картину, как ревущий малыш просит купить у мамы еще одну шоколадку или игрушку. И многие родители теряются в такой ситуации, не знают, как объяснить ребенку, что подобные траты навредят семейному бюджету. Чтобы помочь взрослым и детям постичь азы обращения с денежными средствами, в детском саду № 6 «Дюймовочка» воспитатели внедрили в образовательную программу курс финансовой грамотности.
Но это не теоретические лекции, как подумали многие. Основная форма обучения у дошколят – игра, через нее ребенок познает мир. Малыши разыгрывают сюжетно-ролевые постановки, например играют в «Магазин» или учатся копить деньги.
– На самых первых занятиях мы познакомились с весами и кассой, – рассказывает воспитатель детского сада Людмила Гаврик. – Вместе с ребятами нарисовали деньги, взяли продукты, распределили роли – одни были продавцами, другие – покупателями. Игра детям очень понравилась.
После нее педагоги раздали дошколятам по одному рублю и предложили сделать выбор, на что бы они потратили их первые деньги.
– Большинство малышей сказали, что купили бы подарок для мамы, – поделились воспитатели.
Занятия в группе строятся на сказках и их героях, а также разных ситуациях, которые встречаются в обычной жизни.
– Мы предложили и нашим родителям принять участие в образовании деток – записать небольшие видеоролики, в которых бы звучала тема финансовой грамотности, – рассказывает Людмила Гаврик. – Одна из мам предложила обсудить сказку «Один заработанный рубль».
Главный герой – ленивый сын, который не хотел работать и все время спал на сеновале. Однажды отец сказал ему, что пора самому зарабатывать деньги. Парень опечалился и заплакал. Мать пожалела его, тайком дала металлический рубль и предложила сыну пойти погулять где-нибудь, а вечером отдать деньги отцу. Парень так и сделал. Отец не поверил и бросил рубль в огонь. Понял сын, что отца не проведешь, и отправился искать работу. Весь день он копал, рубил дрова и вечером принес домой свой заработок. Когда отец снова бросил деньги в огонь, парень в страхе подбежал и стал доставать их из печного жара. И этот поступок доказал отцу, что монеты действительно были заработаны честным трудом.
– Такая сказка учит детей ценить деньги и понимать, что они достаются тяжелым трудом, поэтому их нельзя тратить бездумно, – подчеркивают воспитатели. – Здесь есть и урок для родителей, что нельзя баловать детей и поощрять в них лень, иначе из них вырастут потребители, которые и во взрослом возрасте будут жить за счет папы и мамы.
Родители активно включились в обучение малышей финансовой грамотности – специально для группы они смастерили сейф и банкомат. Чтобы игра была реалистична, детсадовцам раздают банковские карточки и бумажные деньги.
– Конечно, это все проходит понарошку, – улыбается воспитатель Любовь Калугина. – Но, казалось бы, через такую шуточную игру дети знакомятся с основами обращения денег – учатся хранить, тратить, копить, откладывать.
Сами педагоги для малышей приготовили настольную игру-бродилку «Семейный бюджет». Правила просты: чтобы потратить деньги на какую-то покупку, сначала нужно их получить. И ребята, бросая кубики, выполняют различные задания, тем самым зарабатывая финансы.
– Затем на сотовый телефон приходит сообщение о зачислении средств на карту, и ребятам можно смело отправляться в магазин для совершения нужных покупок, – поясняет Людмила Гаврик.
Воспитатели уверены, что сегодняшние дети не знают, откуда берутся деньги, и не понимают их ценности. И задача курса финансовой грамотности направлена именно на решение этой задачи.
– Мы понимаем, что финансовая грамотность играет важную роль в жизни каждого человека, – уверена Любовь Калугина. – Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее у них сформируются полезные финансовые привычки.
Такие занятия помогают разобраться, как обращаться с деньгами. Полностью исключить обсуждение финансовых вопросов с детьми – не лучший метод воспитания, считают педагоги. С самого раннего детства ребенок должен понимать, что деньги у родителей не появляются из ниоткуда, а выдаются маме или папе в обмен за их работу. Иначе ребенок будет тратить деньги бездумно, подчеркивают воспитатели.
Программа рассчитана на обучение детей со второй младшей группы и до выпуска из детского сада. Как отметили воспитатели, для дошколят это самое прекрасное время для изучения финансовой грамотности. Ведь именно в таком возрасте малышам проще всего донести информацию о бюджете семьи, сформировать представление о деньгах, о том, как ими управлять, а также привить интерес к дальнейшему углублению финансовых знаний. Именно такие азы помогут ребятам добиться успеха во взрослой жизни, а также воспитают уважение к людям разных профессий.
Фото автора
Опубликованных комментариев пока нет.