×
Культура
0

Гармония Райшева

В Ханты-Мансийске работает выставка картин известного югорского художника. 45 работ из его раннего творчества впервые представлены в окружной столице.


В галерее-мастерской Райшева открылась выставка в рамках ежегодного проекта «Из творческого наследия». Экспозиция «Геннадий Райшев: Из творческого наследия. 1960–1970-е годы. Избранное» – одна из первых, посвященных 85-летию мастера.
Большинство представленных работ зрители увидели впервые. Это лишь часть коллекции, которую автор привез в новое здание галереи-мастерской из Карпинска, где он работал до переезда в Ханты-Мансийск. В определенной степени выставка – продолжение экспозиции зала «Ранняя живопись».
По словам искусствоведа Натальи Федоровой, многие из этих картин сотрудники музея сами увидели впервые, когда отбирали работы. 1960–1970-е годы – начало пути, время поисков и основа последующего развития в творчестве Райшева. И этот период довольно многообразен и интересен как процесс интенсивного развития художника.
Во время открытия выставки Геннадий Райшев рассказал о картинах и тех изменениях, которые происходили в его душе благодаря творчеству:
– Я вспомнил такой момент: мне надо было пойти поохотиться. Взял ружье, выстрелил и убил куличка. И после этого случая я больше никогда не брал оружие. Когда-то это было жизненной необходимостью. А в тот момент это уже было убийство. Вот так изменяется человек, так он проходит жизнь и из охотника становится нормальным человеком. Я не скажу, что охотиться не надо. Все еще есть культуры, которые занимаются охотой, но время проходит, а человеческий разум изменяется, и душа не приемлет вторгаться в природу и нарушать ее прекрасный гармоничный мир.
На выставке представлены натурные пейзажи начала 60-х годов, выполненные в Шугозере Ленинградской области («Голубой март», «Две осины», «Первая зелень мая»), где в ту пору жил Райшев. Далее можно проследить путь от натурного рисунка и живописи в портрете, пейзаже, натюрморте к освоению разных художественных систем, воспринятых глубоко индивидуально.
С середины 60-х годов, живя на Северном Урале, в Карпинске, Райшев совершает поездки на родину, в Сивохребт – селение в устье реки Салым, при впадении в Обь. Многие последующие работы конца 60–70-х годов связаны с этими местами и в целом с «возвращением» к сибирским мотивам и образам, ставшим основой самобытного стиля и масштабного творчества художника. Этот новый период отличают панорамные композиции речного пространства («Лесная дева», «Орлиное гнездо», «Речка с глинистыми берегами»), фольклорные мотивы («Морошка-кашка»).
– Это уникальная возможность увидеть ранние работы Геннадия Степановича, – поделилась впечатлениями Нелли Новикова, жительница Ханты-Мансийска. – Я их никогда не видела, но сразу узнала. Потому что там те же любимые дятлы, утки, домик в его родной деревне Сивохребт. У него космический взгляд на окружающий мир, который дан ему природой. Я думала, что возможность приподняться над суетой этого мира приходит со временем, с приходом мудрости, а у него это качество – с молодости. Для меня это еще одно открытие.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии