Это единственный международный театральный фестиваль в Югре и в Тюменской области. К нам в гости приехали театры из четырех российских городов, а также из Франции, Индии и Таджикистана. Второй раз форум проходит под эгидой ЮНЕСКО.
О подготовке биеналле (а «Северные встречи» проходят раз в два года) рассказала арт-директор фестиваля Наталья Наумова.
- Мы заканчиваем один фестиваль и сразу начинаем следующий: формируем лонг-лист и готовим программу. Кто-то смотрит график и сразу отказывается, кто-то берет время на раздумье, какие-то заявки мы сами отсеиваем. В итоге получается основная обойма и второй план. Третьего плана у нас нет.
- Вы спектакли смотрите вживую или не всегда есть такая возможность?
- Очень редко. Обычно мы приглашаем восемь театров, а отсмотреть нужно хотя бы спектаклей 20, поэтому в выборе работ для фестиваля доверяем критикам. Бывает, конечно, что и сами что-то находим. Во время Володинского фестиваля в Питере я посмотрела в театре «Особняк» «Комнату Герды» - потрясающий спектакль. Мы с авторами сразу списались, но сначала нам отказали: сказали, что спектакль невывозной. Потом мы узнали, что его все-таки вывезли на фестиваль. Снова написали. Они к тому времени получили две «Золотые маски» за «Герду» и согласились. Правда, попросили серьезный гонорар, особые условия.
- А гонорар не всем разве платите?
- Мы сейчас не платим гонорар вообще, но пошли на все условия, тем более что они согласились играть два спектакля. Это была бы изюминка фестиваля, но не случилось. Питерцы снялись из-за того, что не успевали в срок доставить декорации.
- Когда появилась ясность с бюджетом и из каких составляющих он формируется?
- Мы выиграли грант проекта «Формула хороших дел», который реализует одна из известных нефтехимических компаний. Ну, и собственные средства вкладываем. Хватает, чтобы оплатить перелет Москва - Нижневартовск и обратно, раньше оплачивали и доставку декораций.
- Но желающих все равно много?
- Когда мы задумывали фестиваль, то понимали, что театры нужно как-то привлечь, например, материально заинтересовать. Мы же очень далеко, билеты дорогие. Зачем ехать, ведь театром мы были неизвестным. Сейчас фестиваль популярен, его знают. Его рекламируют критики и театры, которые у нас бывают. Многие дают повторные заявки, хотят еще раз приехать.
- В какую сторону должен двигаться фестиваль?
- Нынешний формат хороший, привычный, отработанный. Можно теперь только повышать требования к участникам, чтобы как можно больше горожан могли восхититься спектаклями. Главное, чтобы было восхищение. Всегда очень важно, когда в городе происходят такие события.
- Спектакль из Индии был в программе самого первого фестиваля, и вот они опять приезжают?
- Но это совсем другой коллектив, а экзотика всегда нравится. У нас уже скоро зима, и вдруг возникает такой праздник, как «Северные встречи». За три дня можно посмотреть спектакли восьми театров из четырех стран. Один Таджикистан чего стоит - у них музыка, инструменты национальные. А Набережные Челны, Ярославль - это все номинанты «Золотой маски».
- И Мытищенский театр «ФЭСТ» вновь сыграет спектакль по Даниилу Хармсу?
- Это не первый опыт, мы уже повторяли на фестивале спектакль «Кыся», который получил огромное зрительское признание. Вот и в этом случае мы видели, как реагировал зал, потом обсудили со зрителями и сошлись во мнении, что стоит пригласить мытищенцев еще раз.
- К нам возвращается и французский мим Боб Дантонель?
- Он приезжает как гость, как наш давний друг, и мы не можем ему отказать. Если у человека есть хороший спектакль, почему бы его не показать, тем более что он работает на французском. Я обзваниваю все школы и говорю: «Ведите своих учеников. Они услышат французскую речь». Это же Пушкин - «Моцарт и Сальери». У Боба же тоже есть свой фестиваль, кстати, очень хороший. Мы уже были там два или три раза и хотим попасть еще.
- Чего вы ждете от фестиваля?
- Лично я жду подтверждения того, что театр находится в очень хорошем, живом состоянии. Жду, что появятся новые друзья, возникнут для нас новые фестивали. Может быть, родится новый проект, как когда-то был со Словенией «Два «Медведя». Это так здорово, когда объединяются два театра в единой работе. Мы все делаем одно дело: удивляем, восхищаем и оздоравливаем наше общество.
Опубликованных комментариев пока нет.