Еще в школе Александр Домогалов зачитывался «Шерлоком Холмсом» и признается, что любовь к детективам повлияла на выбор профессии. Накануне профессионального праздника (День образования Следственного комитета России отмечается 15 января) заместитель руководителя Ханты-Мансийского межрайонного следственного отдела рассказал об особенностях преступлений в сельской местности, о самом быстром расследовании из своей практики и главном оружии следователя.
В деревне все на виду
Ханты-Мансийский межрайонный следственный отдел обслуживает одну из самых больших территорий в Югре: кроме Ханты-Мансийска, в нее входит 46,4 тыс. км населенных пунктов района.
— Зимой следователи выезжают на происшествия в отдаленные уголки по зимникам. Бывает, что в дороге застает метель, и зимник в считаные часы превращается в снежный ком, — рассказывает Александр Николаевич. — Летом добираемся до поселков по воде, иногда — на вертолетах.
В Следственном управлении СК России по Югре есть и спецтехника: судно на воздушной подушке, вездеходы, передвижная криминалистическая лаборатория, которая позволяет следователям работать в полевых условиях.
В Ханты-Мансийском межрайонном следственном отделе работают пять следователей (не считая руководящего состава). Каждый из них незаменим.
— Коллектив уже состоявшийся, в нем всегда есть место взаимовыручке и поддержке, — говорит Александр Домогалов. — Когда дается 48 часов на сбор доказательств по сложному делу, где много технической работы и нужно опросить большое количество свидетелей, одному человеку тяжело, и в работу включается следственная группа.
В 2020 году следователями отдела возбуждено 75 уголовных дел различной категории, куда входят и убийства, и должностные преступления, и коррупционные преступления, и уголовные дела по преступлениям, совершенным в отношении несовершеннолетних.
На вопрос, отличается ли специфика преступлений в городской и сельской местности, Александр Николаевич ответил, что в деревнях меньше коррупционных расследований:
— В поселке люди на виду, если что-то происходит — все об этом знают, это играет роль сдерживающего фактора, к тому же административных органов здесь не так много, следовательно, взятки — не частое явление. В городе же мы чаще расследуем налоговые, коррупционные преступления — коммерческий подкуп, дача взятки.
Следователь отмечает, что преступления на бытовой почве типичны как для города, так и для небольшого населенного пункта, и часто совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Примером тому служит и недавний случай, когда житель Ханты-Мансийского района в пьяной ссоре застрелил односельчанина. Очевидцы сняли произошедшее на видео, и оно долго гуляло по просторам интернета. Возможно, будь участники происшествия трезвы, трагедии бы не произошло.
Найти следы преступления
Современные гаджеты, видеокамеры, установленные по городу, и другие технологии упрощают работу следователя. С их помощью можно проследить путь движения преступника, увидеть лицо, когда его случайно сняли очевидцы или видеокамера на улице города.
Найти улики на месте происшествия следователю помогает специальное оборудование: криминалистический свет, порошки, тесты для определения наличия крови в пятнах, фотоаппарат. В сложных случаях на помощь приходят следователи - криминалисты с более совершенной техникой.
— Главное оружие следователя — ручка, а вернее — умение фиксировать малейшие детали, документировать доказательства. От нашей внимательности и правильно выстроенной линии следствия зависит успех раскрытия преступления. Это только в фильмах все происходит быстро, а в жизни даже простое дело требует кропотливой работы, — говорит Александр Домогалов.
На практике он сталкивался с разными случаями — убийствами, кражами, налоговыми преступлениями. Признается, что морально тяжелее расследовать преступления в отношении детей. Не так давно отдел расследовал дело, когда мать, которую впоследствии признали невменяемой, задушила своего ребенка.
— Для человека, у которого есть семья и дети, такое воспринимается нелегко, но мы обязаны быть морально устойчивыми на службе, поэтому отбрасываем эмоции и делаем свою работу, — говорит Александр Николаевич.
С каждым делом следователи совершенствуют свои навыки, ведь одинаковых преступлений не бывает. Особенно непросто бывает раскрывать экономические дела, когда преступник тщательно заметает следы.
По сравнению с такими делами бытовые преступления расследовать проще: есть орудие преступления, следы, отпечатки.
— Самое быстрое расследование в моей практике длилось три дня, — рассказал Александр Домогалов. — Это было незаконное проникновение в жилище. В деле все было очевидно, были явные следы преступления. В пятницу я начал расследование, а в понедельник дело было уже окончено.
С давлением в свой адрес Александр Николаевич никогда не сталкивался, а вот потерпевшую сторону однажды пришлось защищать. Это было дело о групповом изнасиловании: потерпевшую пытались заставить изменить показания. Чтобы избежать давления на девушку, ее пришлось увезти в другой город. В итоге дело было раскрыто, и преступники понесли заслуженное наказание.
О том, что выбрал профессию следователя, Александр Домогалов не жалеет. И каждое раскрытое дело доказывает, что выбор сделан не зря.
Цифры и факты
В Югре за 10 лет (с момента образования Следственного комитета Российской Федерации в 2011 году) в производстве следователей управления находилось свыше 22 тысяч уголовных дел. В суд направлено около 9 тысяч уголовных дел, в том числе 887 об убийствах, 472 — о фактах причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, 298 — об изнасилованиях, расследовано свыше 2 200 коррупционных преступлений.
Опубликованных комментариев пока нет.