На международном кинофестивале «Дух огня» Мария представила картину «Гнев». В основе – история девушки из Ливана, которая пытается разобраться в себе и понять, что она чувствует, преодолевая испытания в деревне и большом городе.
Фильмы – сидя на полу
После несчастного случая, произошедшего с семьей из-за войны, молодая девушка Ида сбегает от пьющей матери из маленькой деревни в большой город. Там она наслаждается жизнью и начинает встречаться с европейцем, полностью попав под его чары и не подозревая, что ждет ее дальше. Ради него она готова пойти на все, даже отказаться от религии. В истории затрагивается важная тема Востока и Запада через отношения между восточной девушкой и западным мужчиной.
К этой сложной теме Мария Суаре шла своим путем. Он начался 17 лет назад, когда в 22 года девушка открыла свою кинокомпанию Scoop Production, базирующуюся в Москве и Бейруте. Мария снимала документальные фильмы для Первого канала и «Культуры» на протяжении 10 лет. На этом останавливаться ей не хотелось, поэтому и попробовала себя в игровом кино.
– У меня появился партнер из Азербайджана, с которым мы сняли короткий метр «Последний». Он про ветерана Второй мировой войны, о котором все забыли и думают, что он умер. Этот фильм взяли на Каннский фестиваль в 2014 году. И, собственно говоря, моя профессиональная карьера разделилась на «до» и «после». После такого неожиданного успеха мы начали сотрудничать с разными странами, соединяя Восток и Запад, – рассказывает режиссер.
Дальше в ее жизни появился Ливан – после съемок фильма о сирийских беженцах «Бежать от войны». Лента была награждена Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев в России на кинофестивале «Сталкер». Мария решила провести первый фестиваль российского кино в Ливане, привезя туда 12 фильмов разного формата: документальные, игровые, короткометражные, коммерческие и авторские.
– Ливанский зритель полюбил наше кино, хотя я не ожидала такого успеха. Иногда они сидели даже на лестнице, на полу, потому что просто не было места, и смотрели наши фильмы. После этого я решила продолжать производство фильмов, но в продукции нескольких стран, например Ливан – Россия. Фильм «Гнев» – это режиссерский дебют: два года назад я решила уйти из продюсирования в режиссуру, – говорит Мария.
На фоне беспорядков и локдауна
Так совпало, что во время создания картины в Бейруте произошел взрыв возле порта, где снимали «Гнев». Локации для фильма были разрушены. Команде пришлось заново их строить, монтировать, из-за чего съемки затянулись. Тогда, в 2020 году, по всему Ливану прокатились массовые беспорядки, митинги, политические протесты и локдаун.
– Я не представляю, как нам удалось через все пройти. В нашей группе было 70 ливанцев. Они такая нация, которая умеет бороться и идти до конца, – это мне помогло, хотя было страшно. Мы как раз снимали сцену взрыва, когда прозвучал реальный – под портом. Услышала его, первая мысль: «война». Сразу позвонила в посольство, сказала, что тут есть русские и французы, чтобы власти были в курсе на случай эвакуации. Потом выяснилось, что это не война, а взрывы аммиачной селитры. До сих пор ведется расследование, случайно это произошло или нет, – комментирует режиссер. Параллельно с фильмом она снимала репортажи для российских СМИ с места взрыва.
– Актеры у меня были просто великолепные: восходящая звезда Манал Исса, великолепная актриса Джулия Кассар и другие. Было очень сложно выбирать на кастинге, поскольку много талантливых актеров. Обычно режиссеры жалуются, что не из кого, а я, наоборот, не могла определиться.
Народная история
Семь лет назад в руках Марии оказался сценарий о девушке, проходящей некие испытания. Идея долго держалась в голове. По словам Марии, Ида – собирательный образ. Девушка могла быть кем угодно: и ливанкой, и русской, и француженкой. На ее месте могла оказаться любая. В свою очередь, образ ее возлюбленного Ганса – немца, родившегося в Париже, – возник из историй подруг Марии и на основе ее жизненного опыта.
– Изначально была не такая история. По мере того как я писала, она строилась и росла сама собой. Поскольку из-за ковида «слетели» три продюсера, мне пришлось переписать сценарий только под Ливан, где были готовы поддержать выпуск картины. И, кстати, жители этой страны сказали, что стало даже лучше и понятнее. К сожалению, я вырезала из сценария несколько крупных сцен, одна из которых – большая встреча неонацистов в Бейруте, где участвует Ганс. За месяц я написала сценарий, а через два начала съемки. Все произошло быстро, – говорит Мария.
Режиссер решила показать в истории довольно объемную часть жизни девушки. Это две картины – деревни и города – в одной: жизнь с матерью и жизнь с мужчиной. Из одних страданий Ида переходит в другие и в конце концов находит счастье в любви к семье и своей родине.
– Эта девушка может жить рядом с вами в соседней квартире и общаться каждый день. Она такая же, как все. Я хотела ее сделать более понятной и более народной. Так же, как ее мать, Ганса-негодяя и других, – объясняет Мария.
В марте этого года состоится премьера фильма в Бейруте. Египетская компания стала его дистрибьютором на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Режиссер устроила на «Мосфильме» закрытый показ «Гнева» для послов мусульманских стран, заранее написав письмо Карену Шахназарову, чтобы все прошло на хорошем уровне. Картина впечатлила гостей.
– Также фильм показывали в Тунисе на старейшем фестивале Ближнего Востока. Публика была как арабская, так и французская. Реакция была хорошей. Фильм, конечно, не для всех и не массовый, но меня устраивает. На мой взгляд, вышло женское кино, так как женщины больше мне задавали вопросы, говорили, что у всех в жизни был когда-то такой Ганс, и благодарили, что я его показала и отомстила за них всех, – смеется Мария.
Лакит – человек без прав
Пока Марии нравится работать с ливанским кинопроизводством, в том числе с ее нынешним оператором Мариусом Пандуру, ярким представителем новой волны румынского кинематографа.
– Мариус получил «Золотого медведя» и считается одним из лучших европейских кинооператоров. Он влюбился в Ливан, где мы продолжаем с ним работать. Меня все устраивает в этой стране, особенно в финансовом плане. Дешевле, чем у нас. Я очень сильно привязана к Ливану и хочу делать кино, например, совместно с европейскими странами, чтобы создать интересную копродукцию, – рассказывает Мария.
В 2021 году она сняла там два документальных фильма. Первый о лаките – человеке, который лишен всех прав в своей стране, он родился от женщины вне брака. Он не имеет права на паспорт и даже фамилию. Он никто. Ливанцы привыкли к этому явлению, но для режиссера это был шок.
Второй проект – «10 и Вирджиния» – о бездомных стариках, которые живут в одном доме престарелых, и старушке Вирджинии, приходящей к ним в гости. Мария выслушала истории стариков из такого дома в Ливане, увидела их глаза и поняла, что следующий фильм будет о них. Она была во многих таких местах России, но не почувствовала того, что заставило бы ее снимать.
– Это больше напоминает трагикомедию. Когда они вместе, то не сдаются и остаются веселыми, несмотря на то что за спиной у них большие трагедии. Но продолжу ли я снимать полнометражные фильмы – зависит от того, найду ли я продюсера. Больше не могу совмещать все: очень тяжело искать деньги, писать сценарии и параллельно проводить кастинг актеров. Хотя «Гнев» вышел именно таким – три в одном, – объясняет Мария.
Опубликованных комментариев пока нет.