Небольшой по площади Сургутский художественный музей за прошлый год провел 32 выставки, познакомил с творчеством известных на всю Россию и даже мир художников более 11 000 посетителей. Руководитель Сургутского художественного музея Светлана Круглова рассказала «СТ» о той рутинной, но крайне необходимой работе, которая стоит за каждой выставкой, о реализованных в прошлом году проектах и планах на текущий год.
Удачный год
Светлана Викторовна, в начале 2015 года коллективом Сургутского художественного музея были обозначены некоторые цели, в том числе реализация масштабного археопроекта с 20-летней историей «Возвращение в Ях». Сегодня эта выставка является одной из самых посещаемых - задумка удалась. В целом можете сделать вывод, успешным ли был прошедший год в плане реализации задуманных идей?
- 2015 год был насыщен знаковыми событиями для России и для нашего города - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, Год литературы, 85-летие Югры, 50-летие присвоению Сургуту статуса города. Одной из самых важных выставок для нас стала «Друзья твердили нам: Живи!». Выставка, посвященная юбилею Победы, которую мы организовали совместно с центральным выставочным залом «Манеж». Эту выставку посетили более 2000 человек - отличный показатель для нашего города. Это значит, что тема Победы до сих пор волнует сургутян, ведь они идут не только в кино смотреть фильмы о войне, но и в художественный музей.
Вообще, в 2015 году в Сургутском художественном музее прошли 32 выставки, которые посетили более 11 000 человек. В среднем получается, что каждый месяц у нас проходило по две-три выставки, а каждый из шести научных сотрудников провел экскурсии более чем для 2000 человек в год. Помимо экскурсий эти же научные сотрудники проводят и разрабатывают тематические мастерские и занятия для детей и взрослых.
Год был сложным, но мы смогли реализовать поставленные цели.
Вы отметили, что 2000 посетителей для одной выставки - это хороший показатель. Мне казалось, что художественный музей посещает гораздо большее количество человек. Например, школьники города. Или нет?
- Мы с вами взяли только цифру по одной выставке. Общая годовая посещаемость абсолютно адекватна имеющимся ресурсам художественного музея и по площадям, и по персоналу. Кроме того, Сургут - промышленный город, а не туристический. Если взять общее число жителей города и вычесть сразу весь вахтово-промышленный люд, младенцев, людей пожилого возраста и маломобильных жителей, да еще горожан, предпочитающих своих детей таскать по магазинам вместо того, чтобы привести в музей, то все, мне кажется, нормально. Не забудьте морозы и эпидемии.
Должна констатировать, что школы Сургута посещают выставки музея без особого энтузиазма. Возможно, проекты художественного музея детям не очень интересны или все дело в организаторах - учителях и родителях - этих самых школьных посещений. Все-таки мы выпадаем из стереотипов и отличаемся от исторических или краеведческих музеев. Но постоянные посетители есть и среди школьников, и их много.
Не стоит забывать, что выставочная площадь художественного музея всего 700 кв. метров, поэтому 2000-3000 человек за один-два месяца - это отличный показатель и огромный объем работы. Если желающих посетить музей будет больше, безусловно, мы будем только рады. Но и нагрузка на работников музея будет больше.
Музеем нужно жить
Проекты Сургутского художественного музея - это не просто профессионально оформленная выставка работ какого-либо художника, мастера по куклам или дереву. Всегда есть некий интерактив: фильмы, объемное оформление, атрибуты того времени. Как вы понимаете, что будет интересно посетителям? Какая работа стоит за каждой отдельной выставкой?
- Сама выставочная программа - это результат многолетнего опыта и понимания, что интересно и посетителю, и нам, конечно. А вот как сделать выставку необычной и запоминающейся - чаще всего идеи приходят спонтанно. Коллектив музея старается организовывать выставку, можно сказать, сугубо из своих профессиональных интересов. Чем сложнее и интереснее будет работа над созданием выставки, проекта, тем интереснее она будет для посетителей.
Объясню на примере. Как появилась выставка о юбилее Победы «Друзья твердили нам: Живи!»... Первое, для меня лично, что ассоциируется с Великой Победой в той страшной войне - это блокада Ленинграда. Мы решили не показывать страшные фото, не показывать смерть, разруху, страх, пустоту и безысходность. Все-таки мы художественный музей. Искусство всегда созидательно и оптимистично. Художники тоже воевали - кто пером, кто кистью, кто защищал город, кто ушел на фронт. Они работали, творили в осажденном Ленинграде, многие не пережили блокаду. И мы решили представить на выставке работы ленинградских художников из собрания ЦВЗ «Манеж», созданные в тяжелое военное время - ведь это по-настоящему победное искусство!
Чтобы связать эти работы с Сургутом, мы нашли в нашем городе ветеранов, их родственников, которые пережили это страшное время. Получились замечательные встречи, рассказы на фоне картин и рисунков про войну и про мир. Нашли в коллекции местного коллекционера Амангельды Малдыбаева серию книг, книжечек, изданных во время блокады. Все это отдельными кирпичиками легло в общий проект, который интересен был всем от мала до велика.
За каждой выставкой кроется серьезная кропотливая работа по изучению коллекций и проектов различных музеев, общение с художниками, дизайнерами, музейщиками. Научный сотрудник музея - это не профессия, а призвание. Этим делом нужно жить, постоянно что-то искать, изучать, знакомиться, творить, а не просто приходить на работу и выполнять план. Я иногда признаюсь, что частенько сам творческий процесс создания проекта интереснее, чем конечный результат. Но одно другого не умаляет.
И «Стерху» хватит места
В конце прошлого года в определенных кругах бурно обсуждали реорганизацию галереи современного искусства «Стерх». Музейную коллекцию галереи уже перевезли к вам - в Сургутский художественный музей. Какая работа предстоит по регистрации, размещению коллекции галереи?
- Действительно, мы уже получили предметы коллекции галереи. После того как мы получим разрешение от Министерства культуры РФ на прием этих предметов в наши фонды, начнется один из самых важных этапов музейной деятельности - работа по описанию предметов и внесению их в книгу поступлений. Это рутинная, трудоемкая и, на первый взгляд, невидимая работа, которая длится не месяц, и бывает, что даже не один год.
Придется ли художественному музею расширяться или места хватит и на сторонние коллекции?
- Любой музей, когда планирует свои площади, в первую очередь думает о площадях, предназначенных для музейных фондов, потом о площадях для экспозиций и только потом о кабинетах сотрудников (улыбается). 14 лет назад, когда мы заезжали в это здание художественного музея, первым делом решили строить фонды с перспективой дальнейшего роста. Поэтому проблем с размещением предметов разросшейся музейной коллекции не будет.
С I по XXI век
Поделитесь планами на текущий год? Будут ли реализованы выставки, по масштабности схожие с археопроектом «Возвращение в Ях»?
- Программе 2016 года мы дали название «Музей и Художник». Музей - это некоторый хранитель и популяризатор творчества и искусства, а художник - созидатель и сочинитель. Эти два понятия друг без друга не могут. Лично для себя я вывела определение: музей - это визуальное восхищение талантами!
Если говорить о временных рамках тех выставок, которые мы планируем реализовать, - это I-XXI век. I-XVI век представит археологическая коллекция. XX век будет представлен западноевропейским искусством мастеров с мировым именем. Советское и российское искусство будет представлено в том числе и сибирскими художниками.
Настоящее время - XXI век - будет представлено ироническим искусством и авторской куклой.
11 300 посетителей в прошлом году увидели 32 выставки, которые придумал и осуществил Сургутский художественный музей. В среднем получается на 6 научных сотрудников почти по 2000 посетителей за прошлый год
Опубликованных комментариев пока нет.