Последние новости

21:39

В Югре пройдет второй этап спортивного турнира для ветеранов спецоперации

21:26

В Югре назвали имя лучшего педагога

20:24

Извинились и заплатили: свадебные стрелки из Сургута ответили по закону

23 апреля

Большой «Респект». О клубе, изменившем историю адаптивного спорта Югры

20:00

В Югре на Всероссийском форуме национального единства участники креативной лаборатории научилис...

19:17

В Сургуте прямо за рулем умер водитель «Лады»

19:15

Более 1200 человек стали участниками общественного обсуждения и голосования за эскиз знака «Бла...

23 апреля

В Ханты-Мансийске в пятый раз проходит Всероссийский форум национального единства

19:04

В Сургутском районе рекордно низкий уровень безработицы

18:25

На Всероссийском форуме национального единства обсудили сохранение историко-культурного наследи...

17:58

Бастрыкин взял на контроль факт избиения школьников в Югре

22 апреля

В Югре открылась XXI Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»

17:35

В Ханты-Мансийске начался семинар для СМИ, посвященный межнациональным отношениям

17:34

Школьники из Ханты-Мансийска победили в конкурсе «Герои СВО»

16:48

Высота снежного покрова за осенне-весенний период в Югре вдвое превысила норму

22 апреля

Глава Сургута Андрей Филатов объявил о досрочной отставке

Читать все новости

Говорим по-русски

Общество
30 сентября 2021 08:33

Языковая адаптация для детей мигрантов: школа и репетиторы.

Фото: Фото Юлии Пановой.


«Я очень хорошо знаю предметы и в Таджикистане была умной», – говорит Нигина Тахирова, восьмиклассница из излучинской средней школы №2. Семья девочки переехала в Югру этим летом и обосновалась в поселке энергетиков под Нижневартовском. В сентябре Нигина и два ее младших брата пошли в школу.

 Здесь довольно быстро обнаружили, что неродная языковая среда – серьезное препятствие для учебы. Акцент и слабое знание русского языка мешают контакту с педагогом. Даже произнесенную выше фразу пришлось, скорее, угадывать по смыслу, чем понять на слух. Да и вся речь ребенка – короткие предложения, составленные из простых слов. Чтобы учиться наравне со сверстниками, сестре и братьям необходимо подтянуть русский язык. 

Занятия в центре
Проблема семьи Тахировых для школы не уникальна. Эти ребята не первые, кто прибыл сюда из ближнего зарубежья, потому еще в 2016 году на базе второй излучинской школы открыли центр культурно-языковой адаптации, где детям мигрантов помогают освоиться в непривычной языковой среде. Недавно в центре начался очередной сезон занятий. Его будут регулярно посещать около десяти подростков, включая нынешних новичков.

– С новичками мы проводим диагностику уровня адаптированности к школе и к новому учебному заведению. Так как дети еще плохо владеют русским языком, чтобы им было проще и они не чувствовали себя неловко, используем проективные методики. Другими словами, общаемся с помощью рисования, – рассказала Надежда Дедюхина, школьный педагог-психолог.
Кроме нее с ребятами занимаются логопед и учитель русского языка и литературы. Встречи проходят два раза в неделю после уроков. Как показала практика, этого и дополнительного внимания педагогов в целом достаточно для постепенного включения детей в образовательный процесс.
– Здесь, конечно, еще очень большая заслуга классных руководителей – они привлекают ребят к участию в массовых мероприятиях, то есть не оставляют их «за бортом» общешкольной жизни, – прокомментировала директор школы Людмила Авдеева. – Думаю, можно сказать, что работа этого центра действительно удовлетворительная, и цели, которые перед ним поставлены, мы реализуем.

Помощь учителя
Языковой факультатив, занятия с логопедом – все это помогает школьникам успешно учиться, переходить из класса в класс. Правда, как и везде, тут не без исключений. Бывают случаи, когда опробованные методики разбиваются об индивидуальность. Ну, или требуют особого подхода.
Ученица 12 класса излучинского филиала Новоаганской очно-заочной школы Мадина в этом году успешно сдала единые госэкзамены на суммарные 196 баллов, недобрав всего один балл для «пятерки» по русскому языку. Ее учитель, заместитель директора филиала «вечерки» Валентина Смольникова, особенно гордится высшей отметкой за итоговое сочинение, написанное девочкой в форме эссе. Повод для гордости веский – два года назад (в школе идет обучение с 10 класса) при поступлении Мадина едва могла понимать учителей.
– У нее была очень плохая база русского языка. Она пришла к нам из школы с очень низкими знаниями – видимо, там растерялась в коллективе и не смогла учиться. А как только доросла, перевелась сюда. Позже призналась, что не пожалела, – говорит педагог.
Два учебных года включили двухразовые еженедельные консультации по русскому и литературе с большим объемом дополнительных заданий по каждому предмету, «домашки» повышенной сложности. После своих уроков девочка шла к преподавателю и с другими классами. Дома открывала раздел русского языка на сайте «Решу ЕГЭ». 

Без барьеров. Языковых
– Если первое время она была зажатая, закомплексованная, с трудом отвечала на вопросы, то под конец ее было не узнать: уверенная в себе ученица, могла уже и монолог держать, и давать расширенные ответы на вопросы. Итоговое сочинение при норме минимум 250 слов она написала на 700 с лишним слов, то есть объем запаса русских слов у нее стал великолепный. Конечно, за время занятий подтянулся и разговорный язык. В конце года она поблагодарила нас за это, сказала спасибо школе, что научили ее разговаривать на русском языке, – вспоминает Валентина Ивановна. 
Успехи своих учеников по двум гуманитарным дисциплинам ее давно не удивляют – педагог не первый год входит в список лучших учителей Нижневартовского  района. Выпускники, бывало, набирали и по 75 баллов, но Мадина среди них – первый ребенок, для которого русский язык не родной. Тем приятнее наставнику было узнать, что девушка выдержала вступительные экзамены и теперь она студентка Казанского университета. 
– В этом году действительно я очень довольна, потому что случай был сложный, пришлось преодолевать языковой барьер. Но у нас с ней все получилось. Мы обе постарались, –  говорит педагог.
Добавим, что центры культурно-языковой адаптации для детей мигрантов сегодня открыты на базе 35 образовательных организаций Югры, включая и Нижневартовск. 

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

21:39

В Югре пройдет второй этап спортивного турнира для ветеранов спецоперации

21:26

В Югре назвали имя лучшего педагога

20:24

Извинились и заплатили: свадебные стрелки из Сургута ответили по закону

23 апреля

Большой «Респект». О клубе, изменившем историю адаптивного спорта Югры

20:00

В Югре на Всероссийском форуме национального единства участники креативной лаборатории научилис...

19:17

В Сургуте прямо за рулем умер водитель «Лады»

19:15

Более 1200 человек стали участниками общественного обсуждения и голосования за эскиз знака «Бла...

23 апреля

В Ханты-Мансийске в пятый раз проходит Всероссийский форум национального единства

19:04

В Сургутском районе рекордно низкий уровень безработицы

18:25

На Всероссийском форуме национального единства обсудили сохранение историко-культурного наследи...

17:58

Бастрыкин взял на контроль факт избиения школьников в Югре

22 апреля

В Югре открылась XXI Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»

17:35

В Ханты-Мансийске начался семинар для СМИ, посвященный межнациональным отношениям

17:34

Школьники из Ханты-Мансийска победили в конкурсе «Герои СВО»

16:48

Высота снежного покрова за осенне-весенний период в Югре вдвое превысила норму

22 апреля

Глава Сургута Андрей Филатов объявил о досрочной отставке

Читать все новости