Пройден большой путь творческого и профессионального становления, и сегодня детская школа искусств имени Григория Кукуевицкого по праву считается одним из успешных современных образовательных учреждений округа, где воспитывают музыкантов самого высокого уровня по различным специализациям. Среди них лауреаты самых престижных всероссийских и международных конкурсов: известные музыканты Даниил Гришин, Никита Коровин, Рустам Ханмурзин.
Юбилей стал хорошим поводом для разговора «по душам» с директором муниципального бюджетного учреждения допобразования Марианной Дунской.
– Марианна Степановна, вы работаете в школе более сорока лет. Расскажите, какой запомнилась вам школа тех лет?
– Я приехала в Сургут в 1975 году, уже имея стаж работы преподавателя по классу фортепиано. Помню, школа была деревянная, но в год моего приезда завершалось строительство нового здания, куда мы должны были переехать. Однако власти города в последний момент приняли иное решение: открыли в этом здании музыкальное училище, буквально через пару лет обещая построить нам школу. В итоге эта пара лет затянулась почти на 20.
Что запомнилось? В то время в Сургут съезжались специалисты со всей страны. Маленький деревянный городок. Музыкальная школа располагалась в районе НГДУ, коллектив был молод. Основные специальности – баян, скрипка, фортепиано, духовые инструменты. О высоком уровне исполнительского мастерства учащихся говорить еще было рано. Основное внимание уделялось освоению образовательных программ начальной ступени музыкального образования, подготовке наиболее одаренных учащихся к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
– Когда произошел настоящий прорыв исполнительского мастерства ваших воспитанников? Что послужило отправной точкой?
– Вы знаете, это случилось не вдруг, все развивалось постепенно. Во-первых, на базе нашей музыкальной школы был создан духовой оркестр, детский хор, открылась детская филармония, затем появился оркестр народных инструментов и симфонический оркестр. Были приобретены очень качественные музыкальные инструменты. В 1994 году нефтяники подарили нам новое здание. В новой школе было два концертных зала. Дети стали обретать исполнительские навыки работы на сцене, а это очень важно! Ведь, помимо умения хорошо играть, дети должны уметь справляться с волнением перед публикой.
Начиная с 2000 года юные музыканты со своими преподавателями стали выезжать на международные и всероссийские конкурсы. И тогда стало стремительно расти исполнительское искусство, мы начали выходить на более высокий исполнительский уровень. Значительным событием этого периода стало выступление Никиты Коровина с оркестром Павла Слободкина. Он исполнил концерт Баха для фортепиано с оркестром, а также выступил в Большом зале Московской государственной консерватории. Рустам Ханмурзин стал обладателем Гран-при международного конкурса «Серебряный камертон» в Санкт-Петербурге. Это перевернуло все наше мировоззрение – мы поняли, что у нас другие дети и мы сами в другом статусе. Мы поняли – нам нужен настоящий профессиональный оркестр. И наши оркестры стали участвовать в различных конкурсах, становиться лауреатами. В прошлом году детский симфонический оркестр «Concertino» стал обладателем Гран-при международного конкурса «Возрождение России». Наконец, в этом году у нас сложилось все! И настоящий народный оркестр, и симфонический, и солисты, которые могут исполнять с ними сложнейшие музыкальные произведения. Это уже высокий уровень профессионального мастерства.
– Замечательно! Вы достигли вершин мастерства, что дальше? Почивать на лаврах?
– Ни в коем случае! Нет предела совершенству. Существует такой музыкальный термин: da capo al fine. Даже самый маленький музыкант знает, что он означает: возвращение к самому началу произведения. Мы, скажем так, отыграли свое произведение, и теперь вновь будем выходить на начало, чтобы исполнить его еще лучше, на ином качественном уровне. Если сначала победителями международных конкурсов становились пианисты, то вслед за ними уже заиграли, зазвучали на всех уровнях наши народники, учащиеся отделения духовых и ударных инструментов. Наши выпускники обучаются в лучших вузах страны: всего сегодня девять воспитанников школы поступили в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и в Российскую академию имени Гнесиных. Знаете, у пианистов есть учебник для развития техники, он называется «Gradus ad Parnassum» («Градус ад Парнассум»). По нему они овладевают искусством фортепианной техники. Так вот, весь ход развития нашей школы также можно назвать «Gradus ad Parnassum» – мы постепенно прошли все уровни профессионального мастерства и теперь нам надо выходить на новый виток качественного развития.
Gradus ad Parnassum* – латинское выражение, которое переводится как «шаг к Парнасу». Парнас – горный массив в центральной Греции, который, по древним мифам, был местом пребывания Аполлона и его муз. Фраза часто используется в названиях различных учебных книг или руководств, обозначая постепенный прогресс в литературе, музыке или искусстве в целом.
Справка «СТ»: Марианна Дунская окончила музыкальное училище в Херсоне (Украина), затем – педагогический институт в Николаеве (Украина). В Сургуте с 1975 года, долгие годы преподавала в городской музыкальной школе, а с 1988 года возглавила учреждение, ныне – МБУДО ДШИ им. Г.Кукуевицкого
Опубликованных комментариев пока нет.