Вернулся с пенсии
Знакома с ним давно и не однажды доводилось писать о его работе в разные издания. Но вот недавно вновь встретилась с Василием Александровичем и не могу не поделиться своими мыслями. А именно: я встретила по-прежнему деятельного и коммуникабельного доктора, у кабинета которого частенько скапливается очередь. Еще совсем недавно прошла информация, что Тропин ушел на пенсию, это и понятно: нынче ему, коренному жителю края, исполняется 70! Но вот в канун юбилея узнаю, что вновь вернулся доктор на свою работу, в поликлинику №3.
- Посидел, полечился дома (он перенес инсульт, - прим. автора), захотелось вновь вернуться в свою поликлинику, тем более что работа была и приглашала администрация ГП-3. Вот и решил, что вернусь на неполную ставку, в спокойном ритме стану вести прием больных, - рассказал Василий Александрович.
Этот «спокойный» прием я наблюдала: положенные три с половиной часа давно прошли, а у дверей доктора толпилось не менее четырех человек. А еще по вызову на дом его ждали трое, так что в первый день он оттрубил двойную смену и домой вернулся уже к вечеру.
- А что делать? Специалистов дефицит, тем более сейчас пора отпусков, но к зиме все устаканится...
Ой ли? Сколько знаю Василия Александровича, еще по ранешним временам: к нему ехали, летели из всех населенных пунктов района. И не только больные, но и те пациенты, кто не нуждался во врачебной помощи, а заходил просто поздороваться с доктором. Большая часть его врачебной деятельности прошла в Сургутском районе. Первое назначение он получил в Угутскую больницу, где был первым главным врачом с высшим образованием. Тогда ему наряду с оказанием медицинской помощи приходилось заниматься многими хозяйственными вопросами - заготовкой дров и сена, снабжением продуктами больницы (в ней в те времена находился больничный покой на десять коек, где лечились ханты от туберкулеза, глазных болезней, где в свое время и у меня принимала акушерка роды). К тому же нередко приходилось ему на подволоках (лыжи, подбитые оленьим камусом) в лютую стужу или оттепель идти в Кинямино, Лейковы, Бисаркины. В то время каждый лесок по Югану населяли в летнюю пору аборигены. То есть главный врач исполнял и функции скорой помощи, и разъездного медпункта. Неудивительно, что ханты встречали его с благодарностью. Кстати, Тропин не однажды говорил, что неплохо бы написать записки земского врача с описанием картин оказания медицинской помощи в прошлом.
Полвека в здравоохранении
Потом он получил назначение в Покур, теперь входящий в состав Нижневартовского района. А переехав в Сургут, не один год летом возглавлял бригаду врачей, выезжавших на катере «Здоровье» в труднодоступные юрты и населенные пункты района по большой воде. Приходилось курсировать по юртам и урманам на шлюпке, а то и обласе. Зимой на вертолете по санзаданию. Не раз и не два в поездках случались экстремальные ситуации. Помнится, рассказывает доктор, как «мягко приземлились» в Югане ЛЗУ, вертолет упал с высоты трех метров, никто, к счастью, не пострадал. Или по причине перегруза из вертолета пришлось выбросить пару мешков муки, которой запаслись в те голодно-дефицитные годы.
Есть, конечно, что вспомнить Василию Александровичу, ведь трудовой стаж его на ниве здравоохранения скоро достигнет полстолетия. Он считает, что исчислять его стаж надо с 1964 года, когда он, выпускник Ханты-Мансийского медицинского училища, приехал на практику в Сургут. Длилась она четыре месяца. Тогда он многое перенял у именитых в то время врачей: Людмилы Александровны Меншиковой-Груздовой, Князевой, Аиды Ивановны Зыряновой, Юрия Алексеевича Плетенева, Николая Васильевича Иванова, тогда это были «штучные профи». Практику совмещал с подработкой, ожидал направления на работу, а вместо этого получил вызов из округа от Елены Михайловны Сагандуковой, которую считает крестной матерью и которая много сделала для организации здравоохранения в регионе.
Так вот она и сообщила, что Тропин в числе отличников направляется на учебу в Тюменский медицинский институт, который он и окончил по специальности «лечебное дело». Это уж потом он прошел переподготовку, получив сертификат офтальмолога, чем и занимается до сих пор. Ему тогда предложили остаться на кафедре института, но Тропин до сих пор не может уразуметь, как это быть не практикующим врачом, даже занимая и руководящие должности? Поэтому предложение так и осталось без ответа и он приехал в Сургут, где получил первое свое назначение. В Угут.
- А разве забудешь регулярные поездки бригады врачей, что, не считаясь со временем (ненормированный рабочий день), вели амбулаторный прием больных, оказывая посильную медицинскую помощь жителям всего района, особенно представителям коренной национальности, разделяя все тяготы и лишения на всех, - помолчав, вспоминает Василий Александрович.
И называет известные в прошлом, а теперь забытые имена хирургов О.Г. Аушева, В.А. Фроленкова, В.В. Меркурьева, невропатолога С.Д. Золотухина , Э.Я. Накрыжскую, терапевта Ф.А. Исканьярову, лорврачей В.В. Бухтоярова, И.К. Алибекова, Л.С. Кремешную, бессменного врача-гинеколога, А.А. Складчикову - «мать всех жителей района».
- В этом составе обычно выездная врачебная бригада не раз бывала и на компрессорных станциях на строительстве нефте- и газопроводов, - говорит доктор Тропин, - так что верно заметили журналисты, что в каждой тонне нефти и кубометре газа есть доля труда медицинских работников.
Многих своих пациентов и аборигенов Василий Александрович до сих пор помнит по имени и отчеству, и они помнят его. Район до сих пор остается его неизбывной любовью.
Личность
Теперь Василий Александрович размышляет, что, возможно, частые отлучки из дома разрушили его первую семью. Дети, считай, выросли без отца! Но, как замечает он, с пути не сбились, выросли дружной ватагой в пять человек. Теперь у него десять внуков, три правнука. Трое внуков отслужили в армии, работают, и не на плохом счету, как, впрочем, и дети.
Хотя и жалеет Василий Александрович о районе, а все же доволен, что здесь, в третьей поликлинике, он обрел душевный покой.
В работе ему очень помогали и помогают занятия спортом, в институте он ставил рекорды, которые не побиты до сих пор. Сейчас с женой Галиной Леонидовной регулярно совершают походы с финскими палками в парке за Саймой. Тропина всегда отличала активная жизненная позиция, потому наряду с основной работой он имел постоянные общественные нагрузки: комсорг в институте, заместитель председателя сельского Совета в Покуре, внештатный инспектор Районного комитета народного контроля в Сургуте. Словом, Личность в истории здравоохранения!
Так вот, к Авиценне, все три посылки, обозначенные древним эскулапом, вполне применимы к доктору, заслуженному врачу ХМАО-Югры, уроженцу деревни Нялино, сыну ссыльного фронтовика Александра Гавриловича - Василию Александровичу Тропину. Он утешает всегда, даже когда замечает, что видишь, как стареет тело, так же стареет и глазное яблоко. А нам-то хочется, чтобы вылечили, и дали жизнь вечную, вопреки законам природы!
Опубликованных комментариев пока нет.