×
Общество
0

И птичка в руках - как судьба

Региональный тьюторский центр в нижневартовском ЦДиЮТТ "Патриот" обучает педагогов допобразования работе с особенными детьми



В синем небе растворяются очертания храма, и лик Матронушки, сливающейся с солнцем, с любовью смотрит на девочку, которая держит в руках птичку – словно свою собственную судьбу. Столько в работе света и радости, что сложно поверить в то, что написана она рукой, которой по причине врожденного неизлечимого  заболевания трудно удерживать карандаш.
Традиционный Всероссийский детский фести-валь-конкурс «Святые заступники Руси» в прошлом году был посвящен святой Матроне Московской, поэтому образу святой и была посвящена работа, над которой нижневартовская третьеклассница Диана Шубина трудилась особенно тщательно. 

Мудрость Анны

Мы не замечаем работу своих мышц, однако если бы они перестали нам служить, мы тут же пришли бы в отчаяние от собственного бессилия. Диана Шубина не отчаивается никогда. Преодолевая недуг, она не только постигает обязательные школьные науки, но и занимается творчеством. В Нижневартовске 85 детей школьного возраста учатся на дому по причине особого состояния здоровья. Все они имеют возможность получать не только обязательное, но и дополнительное образование. Педагог дополнительного образования центра детского и юношеского технического творчества «Патриот» Анна Владимировна Голованова занятия по декоративно-прикладному творчеству ведет в двух школах и детском саду. Там 85 воспитанников учатся у нее мастерству создавать красивые вещи для жизни в учебных, специально оборудованных кабинетах. Однако у нее есть три особенные ученицы, к которым с уроком она каждую неделю приходит в дом. Они ждут ее с нетерпением, для них творчество – особенная радость открытия мира,  соприкосновения с новыми его сторонами, возможность изменять его, делать лучше.
Анна Голованова помогает им в этом, и это важная часть ее жизни. Она тринадцать лет работала в реабилитационном центре «Таукси» педагогом дополнительного образования с подростками и знает, какие чудеса может творить прикладное творчество. Она вспоминает: группа у нее была сложная – никто из этих детей не смог окончить даже вспомогательную школу. Над техникой, которую обычные дети осваивали за два-три дня, воспитанники «Таукси» корпели месяц.
- Но может, тогда эти занятия вовсе бессмысленны? – осторожно спрашиваю я.
- Нет, эффект от них не быстрый, но впечатляющий, – твердо отвечает Анна Владимировна и рассказывает поучительную для нее же самой историю из педагогической практики. Целый год на ее занятия приходила девочка с расстройством аутистического спектра. Она казалась безучастной, ни на кого не обращая внимания, не проявляя интереса, целый год она приходила, сидела за столом, за которым творили дети. Однажды руки девочки вдруг  потянулись к инструментам, и педагог  подвинула ей навстречу фетр, шнурок, клей. Руки приняли материал и преобразили его.
- Я была поражена тем, как великолепно она справилась, какой аккуратной была работа, - рассказывает Анна Владимировна. - Оказалось, она училась, понимала, что происходит, запоминала. Позже я заметила, что она вкладывает в исполнение свои решения.
Анна Голованова убеждена: именно эти дети могут предложить неожиданное, нестандартное решение. У них нет привычки делать что-то по правилам, у них нет шаблонного мышления. Они не знают как надо, а потому могут сделать – неповторимо, гениально. Такой ребенок может не научиться правильно считать, писать, правилам орфографии, но в творчестве он свободен, и эта свобода преображает его самого и его жизнь.

Пытливость Дианы

Диане Шубиной учеба дается легко. У нее пытливый ум и нет проблем с реализацией своих творческих амбиций, она многое умеет: читает стихи, занимается вокалом. Но ей этого мало. Ей хочется рисовать, даже несмотря на то, что кисть для ее пальцев – тяжеленный груз.
- Будем рисовать осень! - говорит Диана педагогу, и та показывает ей репродукции картин – разные художники по-разному видели осень. Диана придумывает свою. Она видит ее яркими огненными всполохами, когда  золото солнца и золото крон деревьев перемешиваются. Когда руки невыносимо устают, Диана берет кисть зубами, но не бросает работу над пейзажем. В итоге получается солнечная, теплая, жизнеутверждающая работа, которая на городском конкурсе творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья будет удостоена приза.
Анна Владимировна рассказывает о необыкновенной целеустремленности Дианы. Однажды в принадлежностях педагога девочка увидела специальные иголки для валяния из шерсти и заинте-
ресовалась: «Что это? Для чего?». Анна Владимировна не могла отказать девочке, хоть и подумала про себя: «Нереально!». Вместо этого сказала: «Давай попробуем!». Она вспоминает: Диана орудовала иголками очень медленно, бесконечно их роняя и начиная работу заново, но не сдавалась. В результате получился пушистый яркий кот – так и хочется погладить, прижать к себе.
- Когда с ребенком занимаешься индивидуально, можно достичь ошеломляющих результатов, - 
говорит она.
Анна Владимировна, понимая, что у каждого воспитанника свои нюансы в состоянии здоровья, особенности развития, предлагает им самые разные методики и техники декоративно-прикладного творчества. Каким количеством техник владеет сама педагог, она даже не подсчитывала, ведь сама Анна Владимировна постоянно находится в поиске, открывает для себя что-то новое. Диана рисует стразами, крупой, выкладывает картины бисером. Она не может вырезать из бумаги, но великолепно лепит.

Упорство Валентины

Другая ее воспитанница - Валентина Левшакова  - прекрасно валяет из шерсти.
Вместе с Валей они делают поделки из фоамирана. Это такой пластичный материал – прорезиненная ткань, которая при нагревании становится послушной. Из фоамирана, благодаря таланту и усердию Валентины, получаются бутоньерки, букеты, веночки и броши.
Однако Валентине больше всего нравится техника валяния. Ее работы принимали участие и удостоились приза в экологическом конкурсе «Марш парков». Ко Дню защитника Отечества на конкурс, который проходил в Центре детского и юношеского технического творчества «Патриот», Валентина с Анной Владимировной из шерсти сваляли бравого солдата, над которым трудились больше месяца.
Образы игрушек из шерсти придумываются исходя из того, какой материал имеется в наличии. Никаких образцов! Ребенок фантазирует. Рождает этот образ в своем воображении, а потом – на бумаге, создавая эскиз. Потом вместе с педагогом начинают чертить схему. Каждая деталь просчитывается и создается отдельно. И здесь продолжают советоваться: «Из чего будут глазки у этой белки?»

Храбрость Алины

Третья ее воспитанница - Алина Солдатенко может заниматься только с мамой – рука в руке. Для того чтобы замысел воплотился в реальность, ей нужна ее защита и нежность. С Алиной Анна Владимировна занимается аппликацией. Сейчас Алина создает панно, выкладывая из бисера петушка. Пусть медленно, но работа получается изящной за счет кропотливой работы, за счет разнообразия оттенков бисера. Это тоже разновидность аппликации.
Анна Голованова рассказывает: аппликация - самая простая техника, великолепно подходящая для развития мелкой моторики. Контуры нанесенного на основу рисунка ребенок обводит шерстяной ниткой, приклеивая ее. Потом можно нитяной рисунок просто закрасить гуашью – даже так рисунок смотрится объемно и интересно. Однако он будет фактурным, если его прежде засыпать пшеном и только потом покрасить.
Такие панно можно создавать на потолочных пенопластовых плитках. Несколькими такими разри-
сованными нитями плитками потом можно, кстати, декорировать стену или потолок.
- Странно, что гуашь не растекается пятнами, ведь пенопласт не впитывает ее, - удивляюсь я.
- У нас есть фирменный секрет. Мы разводим гуашь водоэмульсионной краской! – с улыбкой объясняет Анна Владимировна. О работе она всегда говорит с удовольствием.
Когда-то Анна Голованова, учитель истории, оказалась в центре реабилитации для детей с ограни-
ченными возможностями здоровья «Таукси», и все в ее жизни поменялось: хобби – декоративно-прик-ладное творчество – стало основной специальностью, которую она подтвердила позже дипломом худграфа НВГУ, родители учеников – самыми родными людьми. Работа с особенными детьми не отпустила больше, ведь главную задачу свою она видит в том, чтобы помочь детям с особенностями развития освоить жизнь. Дело даже не в надежде на то, что навыки, мастерство, которое она им передает, однажды может стать ремеслом, хлебом,  подспорьем в жизни.
Важнее ее убеждение: человек, умеющий создавать что-то новое своими руками, может создать свою судьбу, свое будущее. 
Пытаясь точнее объяснить эту мысль, Анна Владимировна рассказывает: долгое время занималась с детьми в онкологическом отделении детской окружной клинической больницы. Как-то ей привели на урок едва живую девочку. Оказалось, она не вставала после химиотерапии несколько дней, но, узнав, что ее ждет радостный миг творчества, девочка поднялась.
- Этот миг всегда поднимает нас над тяжестью болезни, быта, утрат, - говорит Анна Голованова. - Ведь в нем мы творим действительность заново.

 

На базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского технического творчества «Патриот» организован тьютерский центр, который обеспечивает педагогов дополнительного образования методическими разработками и координирует деятельность образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности.

Фотографии сюжета / 2 фото
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии